НА МОЙ взгляд, критика коллегами по цеху друг друга - дело бессмысленное, потому как все мы - современные авторы детективов, на одной ступеньке стоим: где-то между дамскими романами и приключенческой литературой. Кто-то из нас чуть выше прыгает, кто-то чуть ниже приседает, но в общей массе, если завтра всех нас заменят иные представители профессии, о нас - сегодняшних забудут. А если мы перестанем писать вовсе, то мировая литература явно не в убытке останется. Нет, есть, разумеется, и громкие имена, которые еще какое-то время помнить будут, но вряд ли из-за их литературных достижений, а скорее как хорошо раскрученные фамилии.
Как-то в пятницу вечером, переключая каналы, наткнулась на Полину Дашкову в небольшой студии.
- А вот есть такая версия, что существуют какие-то литературные рабы... - с умным видом вопросил полноватый ведущий.
Его партнерша ласково улыбнулась в камеру, а потом оба они заинтересованно уставились на писательницу.
Та ответила примерно в таком смысле:
- Да, существует тенденция, когда безработные сценаристы из глубинки сбиваются в артель и пишут один роман на всех. А потом издательство шлепает на обложку фотографию красивой девочки, придумывает ей биографию, ну и для порядка имя и фамилию. И вот эту продукцию выпускает на книжные прилавки. Такие романы, конечно, легко отличить от настоящих литературных произведений...
Люди, не имеющие представления об издательском бизнесе и о месте писателя в нем, действительно могут поверить в эту очевидную для знающего человека белиберду и начнут "гоняться за несуществующими ведьмами". Ведь Полина Дашкова так и заявила, что отличить творение одного писателя от "рабской халтуры" очень даже просто. Я в первую очередь о себе подумала: моя фотография, фамилия и биография тоже пропечатаны на обложках моих книг. Я - не уродина, имя мое мало кому известно... А что если и меня вдруг сочтут артелью рабов?
Задело и пренебрежительное отношение к сценаристам, пусть даже и из глубинки. С чего вдруг, позвольте спросить, их так уж унижать? Есть сценаристы, которые покруче иных литераторов. Вот Виктория Токарева, например. Да и вообще - сценарист видит картинами, он чувствует динамику, умеет закрутить сюжет. И стиль у сценариста всегда легкий, адаптированный к быстрому чтению. Словом, сценарист по роду полученной профессии не может писать тяжело и плоско. И если уж сценарист берется за перо, дабы создать роман в детективном жанре, будьте уверены, у него получится не хуже того, кто 5 лет учился в Литературном институте.
По версии Полины Дашковой, сценаристы собираются в артель, пишут роман - один на всех и сдают в издательство. Зачем им это нужно? Имена свои они с такого занятия не прославят - это понятно. Денег тоже не заработают. Сколько может получить современный неизвестный автор за свое произведение? В лучшем случае около 700 долларов. Больше не дадут. Произведем нехитрые подсчеты: автор пишет роман месяца за три (кстати, очень распространенный срок в издательском договоре). И это при довольно плотной загрузке. Для меня написание детектива с фиксированным сроком сдачи рукописи в редакцию - ежедневная работа. Без выходных. Лично мне суммы гонорара для полноценного существования недостаточно. Я, как и многие другие мои коллеги, пишу детективы в свободное от основной работы время. Ночью в основном. Если речь идет не о содружестве двух авторов, как Ильф и Петров, а об артели, то скорее всего имеются в виду как минимум три сплоченных сценариста. Значит, три человека получат за совместный роман чуть больше 200 долларов на нос. Сумма на три месяца. Двести делим еще на три. А теперь ответьте мне: может человек прожить на такую мизерную сумму? И зачем ему столь тяжкий труд нужен?
Развив предположение Дашковой, можно прийти к выводу, что артель литературных рабов постарается урезать срок написания романа до месяца или даже до двух недель. И вот тогда они начнут грести лопатой колоссальные барыши: по 200 долларов, а то и по 400 в месяц. Правда, при этом у них не останется времени эти деньги даже на хлеб тратить. В случае такой потрясающей победы творчества над физиологией создастся весьма странная ситуация - издательство, если оно согласится печатать романы в таком темпе, начнет ежемесячно (а то и по два раза в месяц) выдавать продукцию на прилавки. Большая часть тиража предыдущего романа еще останется в магазинах, когда уже появится следующий. Тут я рассуждаю, исходя опять же из известного факта - тираж 15 тысяч экземпляров раскупается месяца за два. Это если автор более или менее известен и любим читателем. Что же произойдет дальше? Симпатичная девушка с придуманной биографией, под личиной которой скрываются литературные рабы, станет очень узнаваемой, потому что книжные прилавки проломятся под горами "ее произведений".
Чьи романы в основном лежат на книжных развалах? Марининой, Леонова, Малышевой и самой Полины Дашковой. Можно ли подозревать этих авторов в их "физическом отсутствии"? Леонова из списка подозреваемых исключим сразу, потому что он мало похож на красивую девушку. Вряд ли стоит доказывать существование всем известной Марининой. Малышева - менее известна, но и она тоже существует. Значит, остается сама Полина Дашкова. Неужели она отважилась таким образом бросить и имя собственное, и авторское достоинство под ноги Истины?