0
827

08.06.2000 00:00:00

Рабы и гладиаторы книжного бизнеса


НА МОЙ взгляд, критика коллегами по цеху друг друга - дело бессмысленное, потому как все мы - современные авторы детективов, на одной ступеньке стоим: где-то между дамскими романами и приключенческой литературой. Кто-то из нас чуть выше прыгает, кто-то чуть ниже приседает, но в общей массе, если завтра всех нас заменят иные представители профессии, о нас - сегодняшних забудут. А если мы перестанем писать вовсе, то мировая литература явно не в убытке останется. Нет, есть, разумеется, и громкие имена, которые еще какое-то время помнить будут, но вряд ли из-за их литературных достижений, а скорее как хорошо раскрученные фамилии.

Как-то в пятницу вечером, переключая каналы, наткнулась на Полину Дашкову в небольшой студии.

- А вот есть такая версия, что существуют какие-то литературные рабы... - с умным видом вопросил полноватый ведущий.

Его партнерша ласково улыбнулась в камеру, а потом оба они заинтересованно уставились на писательницу.

Та ответила примерно в таком смысле:

- Да, существует тенденция, когда безработные сценаристы из глубинки сбиваются в артель и пишут один роман на всех. А потом издательство шлепает на обложку фотографию красивой девочки, придумывает ей биографию, ну и для порядка имя и фамилию. И вот эту продукцию выпускает на книжные прилавки. Такие романы, конечно, легко отличить от настоящих литературных произведений...

Люди, не имеющие представления об издательском бизнесе и о месте писателя в нем, действительно могут поверить в эту очевидную для знающего человека белиберду и начнут "гоняться за несуществующими ведьмами". Ведь Полина Дашкова так и заявила, что отличить творение одного писателя от "рабской халтуры" очень даже просто. Я в первую очередь о себе подумала: моя фотография, фамилия и биография тоже пропечатаны на обложках моих книг. Я - не уродина, имя мое мало кому известно... А что если и меня вдруг сочтут артелью рабов?

Задело и пренебрежительное отношение к сценаристам, пусть даже и из глубинки. С чего вдруг, позвольте спросить, их так уж унижать? Есть сценаристы, которые покруче иных литераторов. Вот Виктория Токарева, например. Да и вообще - сценарист видит картинами, он чувствует динамику, умеет закрутить сюжет. И стиль у сценариста всегда легкий, адаптированный к быстрому чтению. Словом, сценарист по роду полученной профессии не может писать тяжело и плоско. И если уж сценарист берется за перо, дабы создать роман в детективном жанре, будьте уверены, у него получится не хуже того, кто 5 лет учился в Литературном институте.

По версии Полины Дашковой, сценаристы собираются в артель, пишут роман - один на всех и сдают в издательство. Зачем им это нужно? Имена свои они с такого занятия не прославят - это понятно. Денег тоже не заработают. Сколько может получить современный неизвестный автор за свое произведение? В лучшем случае около 700 долларов. Больше не дадут. Произведем нехитрые подсчеты: автор пишет роман месяца за три (кстати, очень распространенный срок в издательском договоре). И это при довольно плотной загрузке. Для меня написание детектива с фиксированным сроком сдачи рукописи в редакцию - ежедневная работа. Без выходных. Лично мне суммы гонорара для полноценного существования недостаточно. Я, как и многие другие мои коллеги, пишу детективы в свободное от основной работы время. Ночью в основном. Если речь идет не о содружестве двух авторов, как Ильф и Петров, а об артели, то скорее всего имеются в виду как минимум три сплоченных сценариста. Значит, три человека получат за совместный роман чуть больше 200 долларов на нос. Сумма на три месяца. Двести делим еще на три. А теперь ответьте мне: может человек прожить на такую мизерную сумму? И зачем ему столь тяжкий труд нужен?

Развив предположение Дашковой, можно прийти к выводу, что артель литературных рабов постарается урезать срок написания романа до месяца или даже до двух недель. И вот тогда они начнут грести лопатой колоссальные барыши: по 200 долларов, а то и по 400 в месяц. Правда, при этом у них не останется времени эти деньги даже на хлеб тратить. В случае такой потрясающей победы творчества над физиологией создастся весьма странная ситуация - издательство, если оно согласится печатать романы в таком темпе, начнет ежемесячно (а то и по два раза в месяц) выдавать продукцию на прилавки. Большая часть тиража предыдущего романа еще останется в магазинах, когда уже появится следующий. Тут я рассуждаю, исходя опять же из известного факта - тираж 15 тысяч экземпляров раскупается месяца за два. Это если автор более или менее известен и любим читателем. Что же произойдет дальше? Симпатичная девушка с придуманной биографией, под личиной которой скрываются литературные рабы, станет очень узнаваемой, потому что книжные прилавки проломятся под горами "ее произведений".

Чьи романы в основном лежат на книжных развалах? Марининой, Леонова, Малышевой и самой Полины Дашковой. Можно ли подозревать этих авторов в их "физическом отсутствии"? Леонова из списка подозреваемых исключим сразу, потому что он мало похож на красивую девушку. Вряд ли стоит доказывать существование всем известной Марининой. Малышева - менее известна, но и она тоже существует. Значит, остается сама Полина Дашкова. Неужели она отважилась таким образом бросить и имя собственное, и авторское достоинство под ноги Истины?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1995
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4057
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3085
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2526

Другие новости