- ИТАК, свершилось то, что так давно и так настойчиво обсуждали в "Графомане"...
- Да, мы организовали настоящий книжный клуб, идея которого витает в воздухе уже несколько лет.
- И чем же ваш "настоящий" клуб отличается от тех, что уже есть на книжном рынке? Словосочетание-то вполне на слуху, возьмем, к примеру, ту же "Терру" с ее книжным клубом.
- Те клубы, что уже функционируют на нашем рынке, представляют собой скорее разновидность рекламного маркетинга. Объясняю: они создавались под конкретные издательства, и их задача прежде всего дистрибутивная - продать как можно больше книжек данного издательства. Эти клубы, например, применяют идею "золотого экземпляра" - книги, которые покупатель - член клуба обязан выкупить у издателя, иначе он потеряет право скидки при покупке остальных книг того же издательства. Мы же взяли за основу принципиально другую модель. Книжный клуб должен объединять читателей, заинтересованных в гуманитарной малотиражной литературе, не представленной на широком рынке, но престижной и играющей роль культурного авангарда. В соответствии с такого рода читательскими интересами налаживается обратная связь с различными издательствами, выпускающими интеллектуальную литературу и заинтересованными в целевой покупательской поддержке. Такие клубы в конечном итоге могут даже провоцировать те или иные издания. Именно такая модель книжного клуба функционирует на Западе. Функции такого книжного клуба, по сути дела, выполняет знаменитый "Амазон".
- Схема отдает идеализмом, так как механизм такой обратной связи не очень ясен.
- Никакого идеализма. Только голый расчет. Одна из целей клуба - закупать целевую литературу у издателей и продавать ее членам клуба по более низким ценам. Практика показывает, что хороший результат достигается уже в том случае, если из ста условных предложений, направленных членам клуба, выкупается семь. Таким образом, если число членов книжного клуба - пять тысяч, а это совершенно реальная цифра для Москвы, не говоря уже о регионах, то эти самые семь процентов выкупят 250 книжек, или 10 процентов тиража, учитывая среднюю величину тиража интеллектуальной книжки! И выкупят по более низкой цене.
- Почему тогда идея подобного клуба стала актуальной именно сейчас, а не пять лет назад, когда очертания книжного рынка в России уже вполне устоялись?
- За последние три года в современном интеллектуальном книгоиздании сложился порочный круг. После августовского кризиса по целому ряду объективных причин произошло снижение тиражности: пятитысячный тираж уже не продается, продается трехтысячный. Но издатели, вместо того чтобы вкладывать деньги в развитие книготорговли, стали вкладывать их в увеличение ассортимента. Результат налицо: большой ассортимент интеллектуальной литературы при меньших тиражах и больших ценах. А привлеченных покупателей в этом секторе рынка осталось столько же! Грубо говоря, как было в Москве семь известных книжных точек, так и осталось. Издатель же вынужден еще больше уменьшать тиражность, поднимать цены и увеличивать ассортимент, еще больше в результате рисковать, тем более что издательский портфель у большинства ограничен. Но реальная проблема издателей не снижение покупательной способности - как показывают цифры, покупать стали не меньше, а больше, - а отсутствие торговых площадок, где изданная книжка будет быстро и должным образом представлена. Вы сами видите, как сложно сейчас уследить за тем, кто и что сегодня издает. Ассортимент-то огромный, но ориентироваться в нем чрезвычайно сложно, намного сложнее, чем даже пять лет назад.
- Но не секрет, что большая часть интеллектуальной литературы - так называемая грантовая, что до кризиса, что после.
- Практика показывает, что издание рентабельно, если оно продается в течение полугода. Учтите: если само издательство рентабельно. Но типичное интеллектуальное издательство малорентабельно, потому что оно не имеет сейчас ни информационной, ни финансовой возможности быстро продавать книги. Они не имеют даже реального представления о потенциальном спросе на свои издания! Дать такое представление и входит в задачу книжного клуба.
- Кто может стать членом книжного клуба "Графоман"?
- Любой человек. Для этого надо заполнить небольшую анкету, где вы даете информацию о своих книжных предпочтениях. Карточка клуба дает право на пятипроцентную скидку при покупке книг. В случае периодических изданий - еще большую скидку. Так что "Графоман" перестает быть просто книжным магазином. Нас интересует доведение информации до конкретных людей. Только это может разрешить проблему так называемой некоммерческой литературы. И никаких "золотых экземпляров"!