0
593

27.04.2000 00:00:00

Процесс создания среды


- ДАВАЙ поговорим про книгу Кричевского. Это же событие? Ты ее воспринял как событие?

- Ну конечно. Во-первых, это же титанический труд, который продолжался пятнадцать лет. Это правда, я это помню. А во-вторых... Беда в том, что у нас их вообще нет, таких книг. Эта должна была быть десятая, у меня вот эта полка должна была бы быть заставлена базовыми трудами по типографике, и эта книга должна была на ней занять свое место. Почетное. Но десятое.

- А она первая?

- Получается, что да, первая. Как базовая? Да, первая. Была масса статей, конечно. Ну и энциклопедия "Книга", но она более общая; там есть и про типографику, и про шрифт, но это другой жанр, более общий. А больше нет таких. А должны быть. Именно справочники должны быть, систематизированная, обезличенная информация, более обезличенная, чем у Кричевского. Я Володю знаю давно, и мне интересно его читать, интересен его личный взгляд; эта книга - она очень персонифицированная. И это хорошо, то, что его мнения будят мысли, провоцируют в нашей нынешней болотистой ситуации. С одной стороны, все хотят потреблять, говорят - где, давайте, а с другой - писать никто не хочет, в том числе и я. Он, конечно, не первый в принципе, а с другой стороны - никто не углубляется в такие подробности. Так что это не официальный технический справочник, но и не сборник эссе - это что-то промежуточное. Это, кстати, очень близко к тому, что на Западе издается. Но у них много разного и есть и более технические. А для первой книги это немножко слишком индивидуально.

- Но ей можно пользоваться как справочником?

- Даже необходимо. Но с осторожностью. Раз у него личный взгляд, то у меня ведь тоже личный взгляд, и это провоцирует. Вот смотри, сколько я карандашом на ней начиркал, пока читал. Но, конечно, книга все равно уже встала в ряд, я ее буду студентам рекомендовать, никуда не денешься. Но вот она в несуществующий ряд встала.

- А что ты им вообще рекомендуешь? Что-нибудь из старого? У нас же были хорошие книги... В семидесятых годах.

- Были, но они все равно в ряд не выстраивались. Вот тогда перевели Чихольда "Облик книги", да. Еще "Типографику" Рудера. Но на Западе это был процесс, они там все друг друга переводили, друг на друга влияли, а мы выхватывали по кусочку. Среда не возникала. И сейчас не возникла. У нас нет этого слоя, среды типографической. Вот мы и пытаемся ее создать. Все понемножку, и "ПараТайп" тоже.

- Среди профессионалов или среди потребителей?

- Да нам не до потребителей! Хотя бы среди профессионалов. Тоже довольно условные профессионалы - ну, просто люди, которые делают типографику и получают за это деньги. Профессионалы есть, а среды нет.

- А каким образом можно создать среду, делая буквочки? Ну делаете вы буквочки, а люди их все равно друг у друга скачивают.

- Мы же занимаемся и распространением шрифтов. И в связи с этим можно создать массу информационных поводов. Вот проводили семинар на выставке "Дизайн и реклама" - ты же видела, сколько там было народу? Выставки, конкурсы. Статьи пишем. Вот книга Кричевского - все часть того же процесса. Надо возиться, шевелиться, надо учить, надо говорить, надо повторять и везде писать. Тогда среда образуется сама собой. Вот сейчас много книг издается по пользованию программами компьютерной верстки. Конечно, там очень примитивный уровень, но хоть какой-то. Все-таки рекомендации.

- Ну да, я читала. "Если текст - Таймсом, то заголовок - Футурой".

- Но это же лучше, чем текст - Декором. Да нет, уровень растет. Книга вообще консервативнее по определению, в ней это не так заметно. А ты посмотри журналы, рекламу журнальную. Новые методы всегда обкатываются на более мобильных жанрах. Еще три года назад что было... Сейчас, конечно, тоже не Парфенон...

- То есть будем ждать обратного хода - из рекламы в книгу?

- Ну не сразу, конечно. Я в этом смысле сдержанный оптимист. Но тенденция просматривается положительная. Ведь что было пятнадцать лет назад? Моей профессии просто не было. Я делал эти шрифты, и никто никуда не мог их внедрить. Обществу это было просто не нужно. Рекламы вообще не было, нечего было рекламировать; книги любые с руками отрывали, чем их ни набери. А теперь вот оказалось, что шрифты нужны, очень даже остро социально необходимы. И сразу люди появились, которые хотят этим заниматься. И уровень пошел, пошел вверх. Вот уже перестали ставить дефис вместо тире. Я это десять лет пропагандирую, ну не я один, конечно. Есть прогресс, есть. Так что я свою задачу вижу в том, чтобы эту среду создавать; и еще шрифты создавать, которые были бы адекватны этой среде. Потому что модные шрифты сделают и без нас. Понимаешь, модные шрифты надо делать быстро. А мы делаем медленно, потому что, во-первых, мы профессионалы, мы любим делать хорошо. А во-вторых, потому что нас мало. "ПараТайп" - единственная фирма, которая существует за счет того, что делает только шрифты. Принципиально.

Кстати, у нас именно с Кричевским были на эту тему столкновения. Он вообще считает, что хватит уже шрифтов, что хороший типограф с одним хорошим шрифтом все может сделать. Ну да, один может, а если их два, три, больше - почему они должны именно этим работать? Мы же в шкурах не ходим все подряд; есть некоторые оригиналы, но они этот выбор сознательно делают. А тут получается, что за тебя выбор делает ситуация. На Западе выбор - пятнадцать тысяч шрифтов, а у нас - полторы.

- Но ведь целых полторы тысячи!

- Ну и сколько из них хороших? И технически, и художественно. И с ними ведь еще нужно уметь работать. Просто даже выбирать. Это вот как раз задача среды: научить разбираться в шрифтах. Вот мой курс в Школе как раз в этом состоит - я не собираюсь их учить рисовать шрифты, столько художников шрифта даже и не нужно. Но нужно больше людей, которые разбирались бы в их применении. Какой зачем нужен. Вообще использовать их более цивилизованно. Вот ты мне покажи вашу газету. Тоже, наверное, нашими шрифтами набираетесь? Ну да, конечно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1388
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1309
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
864
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
702

Другие новости