- ДАВАЙ поговорим про книгу Кричевского. Это же событие? Ты ее воспринял как событие?
- Ну конечно. Во-первых, это же титанический труд, который продолжался пятнадцать лет. Это правда, я это помню. А во-вторых... Беда в том, что у нас их вообще нет, таких книг. Эта должна была быть десятая, у меня вот эта полка должна была бы быть заставлена базовыми трудами по типографике, и эта книга должна была на ней занять свое место. Почетное. Но десятое.
- А она первая?
- Получается, что да, первая. Как базовая? Да, первая. Была масса статей, конечно. Ну и энциклопедия "Книга", но она более общая; там есть и про типографику, и про шрифт, но это другой жанр, более общий. А больше нет таких. А должны быть. Именно справочники должны быть, систематизированная, обезличенная информация, более обезличенная, чем у Кричевского. Я Володю знаю давно, и мне интересно его читать, интересен его личный взгляд; эта книга - она очень персонифицированная. И это хорошо, то, что его мнения будят мысли, провоцируют в нашей нынешней болотистой ситуации. С одной стороны, все хотят потреблять, говорят - где, давайте, а с другой - писать никто не хочет, в том числе и я. Он, конечно, не первый в принципе, а с другой стороны - никто не углубляется в такие подробности. Так что это не официальный технический справочник, но и не сборник эссе - это что-то промежуточное. Это, кстати, очень близко к тому, что на Западе издается. Но у них много разного и есть и более технические. А для первой книги это немножко слишком индивидуально.
- Но ей можно пользоваться как справочником?
- Даже необходимо. Но с осторожностью. Раз у него личный взгляд, то у меня ведь тоже личный взгляд, и это провоцирует. Вот смотри, сколько я карандашом на ней начиркал, пока читал. Но, конечно, книга все равно уже встала в ряд, я ее буду студентам рекомендовать, никуда не денешься. Но вот она в несуществующий ряд встала.
- А что ты им вообще рекомендуешь? Что-нибудь из старого? У нас же были хорошие книги... В семидесятых годах.
- Были, но они все равно в ряд не выстраивались. Вот тогда перевели Чихольда "Облик книги", да. Еще "Типографику" Рудера. Но на Западе это был процесс, они там все друг друга переводили, друг на друга влияли, а мы выхватывали по кусочку. Среда не возникала. И сейчас не возникла. У нас нет этого слоя, среды типографической. Вот мы и пытаемся ее создать. Все понемножку, и "ПараТайп" тоже.
- Среди профессионалов или среди потребителей?
- Да нам не до потребителей! Хотя бы среди профессионалов. Тоже довольно условные профессионалы - ну, просто люди, которые делают типографику и получают за это деньги. Профессионалы есть, а среды нет.
- А каким образом можно создать среду, делая буквочки? Ну делаете вы буквочки, а люди их все равно друг у друга скачивают.
- Мы же занимаемся и распространением шрифтов. И в связи с этим можно создать массу информационных поводов. Вот проводили семинар на выставке "Дизайн и реклама" - ты же видела, сколько там было народу? Выставки, конкурсы. Статьи пишем. Вот книга Кричевского - все часть того же процесса. Надо возиться, шевелиться, надо учить, надо говорить, надо повторять и везде писать. Тогда среда образуется сама собой. Вот сейчас много книг издается по пользованию программами компьютерной верстки. Конечно, там очень примитивный уровень, но хоть какой-то. Все-таки рекомендации.
- Ну да, я читала. "Если текст - Таймсом, то заголовок - Футурой".
- Но это же лучше, чем текст - Декором. Да нет, уровень растет. Книга вообще консервативнее по определению, в ней это не так заметно. А ты посмотри журналы, рекламу журнальную. Новые методы всегда обкатываются на более мобильных жанрах. Еще три года назад что было... Сейчас, конечно, тоже не Парфенон...
- То есть будем ждать обратного хода - из рекламы в книгу?
- Ну не сразу, конечно. Я в этом смысле сдержанный оптимист. Но тенденция просматривается положительная. Ведь что было пятнадцать лет назад? Моей профессии просто не было. Я делал эти шрифты, и никто никуда не мог их внедрить. Обществу это было просто не нужно. Рекламы вообще не было, нечего было рекламировать; книги любые с руками отрывали, чем их ни набери. А теперь вот оказалось, что шрифты нужны, очень даже остро социально необходимы. И сразу люди появились, которые хотят этим заниматься. И уровень пошел, пошел вверх. Вот уже перестали ставить дефис вместо тире. Я это десять лет пропагандирую, ну не я один, конечно. Есть прогресс, есть. Так что я свою задачу вижу в том, чтобы эту среду создавать; и еще шрифты создавать, которые были бы адекватны этой среде. Потому что модные шрифты сделают и без нас. Понимаешь, модные шрифты надо делать быстро. А мы делаем медленно, потому что, во-первых, мы профессионалы, мы любим делать хорошо. А во-вторых, потому что нас мало. "ПараТайп" - единственная фирма, которая существует за счет того, что делает только шрифты. Принципиально.
Кстати, у нас именно с Кричевским были на эту тему столкновения. Он вообще считает, что хватит уже шрифтов, что хороший типограф с одним хорошим шрифтом все может сделать. Ну да, один может, а если их два, три, больше - почему они должны именно этим работать? Мы же в шкурах не ходим все подряд; есть некоторые оригиналы, но они этот выбор сознательно делают. А тут получается, что за тебя выбор делает ситуация. На Западе выбор - пятнадцать тысяч шрифтов, а у нас - полторы.
- Но ведь целых полторы тысячи!
- Ну и сколько из них хороших? И технически, и художественно. И с ними ведь еще нужно уметь работать. Просто даже выбирать. Это вот как раз задача среды: научить разбираться в шрифтах. Вот мой курс в Школе как раз в этом состоит - я не собираюсь их учить рисовать шрифты, столько художников шрифта даже и не нужно. Но нужно больше людей, которые разбирались бы в их применении. Какой зачем нужен. Вообще использовать их более цивилизованно. Вот ты мне покажи вашу газету. Тоже, наверное, нашими шрифтами набираетесь? Ну да, конечно.