Елена Дубинец. "Знаки звуков" (О современной музыкальной нотации). - Киев, Гамаюн, 1999, 314 с.
Хорошо известно, как в процессе критической "деконструкции" (в структуралистском смысле слова), нередко упускается самое существенное, поэтому, пока не поздно, лучше начну сразу с конца. "Знаки звуков" - капитальная, широкомасштабная работа, значение которой выходит далеко за рамки предмета, определенного в подзаголовке как "современная нотация". Это просто книга о музыке ХХ века, о музыке, о ХХ веке.
Базовые принципы автора: "музыкальная нотация является вторичной областью для экспериментов и┘ нет никаких предрешенных закономерностей между определенными техниками композиции и их записью". Однако, признает автор, "в современной музыке возможен и противоположный путь, когда сама нотация рождает почву для музыкальных новшеств". Для того чтобы описать все эти "новшества", естественно, пришлось фактически на пустом месте создавать свой терминологический аппарат и вводить его в отечественную науку.
Очевидно, что американский материал в книге преобладает. Но важно, что именно американская культурная ситуация, где массовой культуре противостоит не столько академическая традиция, сколько романтическая фигура борца-одиночки, непризнанного гения, живущего по собственным законам (гамлетовского "безумия, в котором есть своя система"), - в этом отношении предоставляет самое широкое поле деятельности. И любой, кто решил бы наиболее полно отразить все многообразие "знаков/звуков", рано или поздно все равно бы вышел на Америку.
Как уже говорилось, велико искушение видеть в "Знаках звуков" (в частности, с их тщательным справочным аппаратом) - нечто большее, чем исследование нотного письма. Сама Елена Дубинец явно рассчитывает на это, помещая обширный (и довольно тщательный) справочный материал (в частности, "краткие сведения об упоминаемых в книге музыкантах и их произведениях"). Конечно, не вина и не беда автора, что за все обозримое прошлое, наша жизнь так и не подарила нам цельного описания феномена современной музыки. Но в том, что общее - весь музыкальный процесс - рассматривается сквозь призму единичного - фиксации на бумаге, - изначально есть известное ограничение. Музыка, основанная на новых нотациях, в результате выглядит как более значительная, в то время как, скажем, новая простота (от Джона Тавенера до Арво Пярта и Сомеи Сато) в этом аспекте интереса не представляет и соответственно в книге практически не освещается. Но это, так сказать, входит в правила игры. А вот не пользующиеся визуальной фиксацией явления вообще остаются вне поля зрения исследователя. В частности, сопутствующие минимализму редукционизм и концептуализм - Йоко Оно, Нам Юн Пайк, Лямонт Янг, Милан Книжак (ныне президент Чешской академии художеств) вообще все "производство звуков" международной артистической группы "Флюксус" (куда входил, между прочим, будущий политик Витаутас Ландсбергис). Соответственно выпадает и принцип нотации - как я это однажды назвал "феноменальной" - то есть тождественной самому феномену, как аудио- или даже видеозапись (основной в джазе и поп-музыке). Как это у нас отвечали на вопрос, а где ноты? Да нигде, сняли с пластинки. "Табличная нотация" считается вымершей к 1958 году, когда от нее отказался Мортон Фелдман. Но на языке таблиц разговаривают с чуть ли не самой передовой компьютерной программой по синтезу звука - C-Sound.
Есть в книге "Знаки звуков" неточности и упущения. И солидные академические издания, разумеется, не преминут обратить на них внимание. Но это все-таки не главное.
"По сравнению с другими искусствами - основное средство передачи музыки (medium) изначально делает ее - музыку - устаревшей (antiquated). Мы ждем новой нотации, чтобы она - как в свое время Гвидо д"Ареццо - указывала нам путь в будущее", - заметил как-то "композитор для композиторов" Эдгар Варез. И такие книги, как "Знаки звуков" Елены Дубинец, определенно помогают идти по этому пути.