Чечня. Право на культуру. - М.: Издательство "Полинформ-Талбури". Международный неправительственный центр комплексных исследований и популяризации чеченской культуры "ЛАМ". Составители З.Багалова, Г.Долинова, Ю.Самодуров, 1999, 120 с.
Чечня и Россия: общества и государства. - М.: "Полинформ-Талбури", Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова. Редактор-составитель Д.Е. Фурман, 1999, 432 с.
Пути мира на Северном Кавказе. - М.: Типография ОАО "Авиаиздат", Институт этнологии и антропологии РАН, 1999, 190 с.
УДИВИТЕЛЬНО, но самая болезненная проблема для российского общества последних лет - чеченский конфликт, вылившийся в две войны, - не нашла широкого отображения в отечественных литературе и искусстве. Возможно, это связано с общим положением в российской культуре, но ни в кинематографе, ни в литературе чеченский кризис не нашел достойного места. Несколько претендующих на это фильмов, хотя и обладают некоторыми художественными достоинствами, но об адекватности и реалистичности этих попыток говорить не приходится. В литературе же чеченская война, за исключением знаменитой повести Владимира Маканина "Кавказский пленный", нашла свое отражение лишь в многочисленных незамысловатых детективах, действие которых происходит не в Чечне, но обязательно с участием чеченских бандитов, зовущихся, как правило, Ахмедом или Салманом.
Зато люди, далекие от искусства - публицисты, историки, политики, правозащитники, журналисты, - высказываются на эту тему много и регулярно. О Северном Кавказе, Чечне и чеченской войне издано огромное количество книг. Представленные сегодня три издания готовились еще до второй войны. Поэтому их авторы вряд ли предполагали, насколько актуальным может оказаться их труд. В то же время во многом эти книги уже устарели. Настолько, правда, насколько может быть устаревшей память о войне 1994-1996 годов и анализ ситуации на Северном Кавказе, сделанный в период трехлетнего перемирия.
Из трех книг две - "Чечня и Россия: общества и государства" и "Пути мира на Северном Кавказе" - так сказать, "успели" откликнуться на возобновление боевых действий. Правда, первая ограничилась публикацией совместного заявления Елены Боннэр, Дмитрия Фурмана и Юрия Самодурова, главная мысль которого заключается в том, что любая победа над Чечней может быть лишь временной, и максимум, чего можно достичь, - это, уничтожив очень много чеченцев и потеряв очень много своих, установить в Чечне режим военной оккупации и превратить Россию в полицейское и криминализированное в гораздо большей степени, чем сейчас, государство.
Авторы "Путей мира на Северном Кавказе" "успели" дать расширенный аналитический материал, по времени ограничивающийся началом ввода войск в Чечню осенью 1999 года. В своих выводах и рекомендациях, а особенно в прогнозе развития событий, они перечислили практически все возможные ситуации, поэтому не "угадать" просто не могли. В данном случае интересно привести их сценарий именно такого развития событий, которое (или примерно такое) мы сегодня и наблюдаем. Авторы книги считают, что ввод российских войск в Чечню и проведение сухопутной операции при неадекватных действиях российского правительства и военного командования могут перерасти в затяжную партизанскую войну, которая неизбежно приведет к очередному обострению ситуации не только на Северном Кавказе, но и в России в целом.
Но если отвлечься от текущих событий, то книга "Пути мира на Северном Кавказе" при сравнительно небольшом объеме является достаточно полным изданием, освещающим практически все аспекты ситуации на Северном Кавказе, - от политического и экономического до религиозного и культурного. Довольно солидный авторский коллектив книги возглавляет известный специалист в этой области, директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков. В целом все вопросы в этом издании рассмотрены беспристрастно и профессионально, при этом изложение ведется на доступном, хоть и не популярном уровне. Большое количество справочных материалов, сопровождающих глубокий анализ, делает эту книгу полезной и для специалистов в области северокавказского урегулирования, и для просто интересующихся читателей.
В отличие от "Путей.." книга "Чечня и Россия: общества и государства" не является целостным и законченным изданием. Это лишь сборник статей, изданный под эгидой Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова, участвовавшего и в издании третьей книги этого обзора - "Чечня. Право на культуру", что и предопределило, скажем так, правозащитную направленность этих материалов. Добрая половина авторов сборника - чеченские ученые, политики и журналисты, в том числе и работавшие все последние годы в Грозном - в "независимой" Ичкерии. Еще одна часть авторов представлена зарубежными исследователями проблемы и лишь незначительная - российскими. "Чечня и Россия: общества и государства", безусловно, представляет интерес как подбор различных компетентных в своей области мнений, иногда, правда, по одним и тем же вопросам. Но, несмотря на свой большой объем, книга не может рассматриваться как фундаментальное изучение проблемы.
И, наконец, "Чечня. Право на культуру" - это рассказы жителей Чечни, в основном чеченцев, об их судьбах, исковерканных войной 1994-1996 годов. А сколько трагических судеб принесла новая война! Книга беспроигрышно иллюстрирована рисунками чеченских детей, что делает свидетельства чеченцев еще более впечатляющими. И не только для российского читателя - книга издана на русском и английском языках.
К сожалению, нам неизвестно, существует ли в природе издание, аргументированно и ярко отражающее российскую официальную точку зрения на острейшую проблему нашей жизни. То ли таковой точки зрения пока еще не существует, то ли сложность проблемы не позволяет сделать это достаточно быстро. Как бы там ни было, а отечественному читателю (не говоря уж о зарубежн ом) остается самому делать выбор, анализируя публикации в газетах и журналах. Там-то мнений и способов решения проблемы можно найти на любой вкус. В зависимости от политических и этических пристрастий читателя. Однако такое положение дел очков в информационной войне, которая ведется вокруг событий в Чечне, российским властям не прибавляет.