0
779

27.01.2000 00:00:00

Путешествие в журнал


-Что такое "Путевой журнал"?

- Идея "Путевого журнала" возникла у целой команды людей, сотрудничающих с "Новой Юностью", которых часто можно увидеть на заседаниях "Эссе-клуба". Более года назад они одновременно проговорили то, что и так лежало на поверхности: эссе давно уже воспринимается как отдельный литературный жанр, и жанр, популярный как у читателя, так и у пишущей братии. А вот эссеистического журнала у нас до сих пор нет. Но есть концептуальное сообщество авторов, уже готовых сотрудничать с журналом. Журналы, если это живые журналы, так и возникают: они артикулируют идеи, живущие внутри какой-то интеллектуальной корпорации. В данном случае - корпорации путешествующих эссеистов.

- А "Новая Юность"?

- "Новая Юность" дала сильный крен в сторону прозы, от эссеистического духа в этом проекте мало что осталось: публикуются художественные тексты различного качества, но все это - худлит, фикшн, а не эссе. Проект же "Путевого журнала" - стопроцентно эссеистический и, если хочешь, практичный. За основу мы взяли концепт "исследовательского путешествия", рамки которого весьма широкие: это путешествие и ума, и слова, и тела. Такая, знаешь ли, апологетика движения по поверхности земли и языка, далеко уводящая от кабинетного худлита.

- Такая заявка, насколько я понял по проектному стенду на ярмарке "NON-FICTION", предполагает создание принципиально отличного от худлитовского журнального макета.

- Предложенное мной графическое решение строится на новом синтезе изображения и текста. Я исходил из того, что сам по себе жанр эссе рождается из столкновения слова и поверхности - поверхности географической, по которой прокладывается маршрут авторского путешествия, и физической поверхности бумаги. Вспомним, что сам по себе процесс написания текста представляет собой путешествие кончика пера по бумажной плоскости...

- Сейчас - курсора по полю монитора...

>/b?

- Что не меняет дела. Слово прокладывает, процарапывает свой маршрут, и получившийся текст можно воспринимать как карту: задачи картографа и эссеиста по сути дела очень схожи, это задачи одушевленной каллиграфии. Идея в том, чтобы каждый журнал строился как некий маршрут от А до Z и чтобы сами начальные буквы тематических разделов журнала давали повод для путешествия. Каждый автор будет вести свою букву.

- За основу, таким образом, берется карта?

- Карта - феномен полифункциональный и до сих пор малоразгаданный. Она несет в себе букву, графику и план. Заметь, что локализация шрифта на карте совершенно отлична от его локализации в тексте. Это испомещение шрифта в прямом смысле слова, локализация par excellence. Шрифт при таком толковании объединяет два разных вектора наподобие двуглавого орла: он усложняет пространство. Путешествие писателя по карте становится авантюрой словоизвлечения. Важно, что в журнале каждый текст будет сфокусирован на место, спровоцировавшее создание текста. Слово становится трехмерным.

- Кстати, о шрифте...

- Я выбрал "Баскервиль"... Да, это поветрие, но он уже не такой холодный, как клоны "Таймс": он начинает теплеть и при этом сохраняет нужную дистанцию, историзм. Пожалуй, "Бодони" для моих задач был бы слишком демонстративным.

- Разглядывая твой макет, я поймал себя на том, что оригинальность предложенных тобой графических решений не вызывает у меня навязчивых воспоминаний о компьютере. Ведь большинство современных журналов и "продвинутых" книжных обложек подобные воспоминания как раз-таки регулярно провоцируют.

- Скажу так: компьютерные соблазны прошли. Многообразие компьютерной палитры утомляет. Сейчас компьютер - один из инструментов в руках графика, притом не самый основной. Доступность программных технологий приводит к появлению высосанных из пальца журнальных и визуальных проектов, для которых существование внутри компьютера или на бумаге не представляет никакой разницы. В случае же с "Путевым журналом" мы имеем дело не с умозрительным концептом, но с hand-made идеологией, с образом человеческого действия, то есть с таким важным для всех нас жизненным опытом, как опыт путешествия. Это настоящий non-fiction проект, предполагающий работу не только головой, но и ногами...

- А также и руками, учитывая, что с вашим журналом можно путешествовать, его надо листать, а иногда, судя по макету, и вертеть по трем осям. То есть ваш журнал - больше, чем журнал?

- Да. Учитывая еще, что журнал, так сказать, существует и помимо журнала: есть "Эссе-клуб", есть авторы, уже издавшие либо собирающиеся издавать свои книги. Но книги существуют по отдельности, а в журнале - вместе.

- Какова структура журнала?

- Об алфавитном маршруте я уже говорил. Отдельные остановки на этом маршруте - адресные эссе, группирующиеся вокруг заданной темы, например - "Миллениум", "Новый стиль", "Москва", "Поиски Чевенгура" и так далее. В нашем портфеле сейчас - несколько таких тем и уже готовых текстов. Концепция журнала видеоцентрична, поэтому ее сложно передать на словах, лучше все увидеть самому. Скажу только, что жанр эссе предполагает широкие поля и пометки-маргиналии - текстовые и визуальные, отчасти - факсимильные авторские. Все эти компоненты участвуют в сложном и увлекательном взаимодействии. Отдельный случай - толкование карты, но это - совершенно особый жанр книжной географики. Иллюстрации как таковой в журнале не будет.

- Сам собой напрашивается вопрос о сопоставлении вашего проекта и уже существующих популярных географических журналов, того же "GEO".

- В "Путевом журнале" нет установки на компенсацию недостатка зрительных раздражений у читателя, но - на самое реальное из всех возможных путешествий - путешествие ума. Как видишь, поле более широкое. Москва, например, в глянцевом географическом журнале будет представлена как еще один географический объект: такой журнал предложит очередной набор ярких красок для борьбы со скукой. Но никто не живет и не мыслит в таких объектах. Если приглядеться, такие объекты сами по себе невообразимо скучны.

- Что за читатель будет у "Путевого журнала" в таком случае?

- Ярмарка показала, что такой читатель есть. Люди подолгу зависали на нашем стенде. Они путешествовали, а путешествию тесно в двухмерных рамках, даже таких расцвеченных, как рамки дорогостоящих глянцевых журналов. Читатели устали от этой цветной двухмерности. Думаю, устали настолько, что возможна еще большая радикализация журнальной формы.

- И все-таки "GEO" - популярный географический журнал. Что должно произойти с его поклонниками, чтобы они сменили свои глянцевые предпочтения?

- Обожраться этими фотками окончательно и обратиться к нам.

- Если ли у вашего проекта прообразы?

- Пожалуй, есть: журналы перелома века, "Мир искусства". Тогда тоже речь шла о синтезе слова и изображения, но в другом ключе - модернистском. Тогда, как и сейчас, возник тот же перекресток текстов и изображения, на котором и родился замысел журнала. Ситуация смены парадигм также сходная: пройдет 2000 год, пройдет и время виртуальных классификаций и энциклопедий. Конец упорядочивания всего и вся и... Кто-то должен сделать первый шаг. В этом смысле мы современную ситуацию в чем-то опережаем, идя против течения - туристической оглупляющей идеологии и геополитического лубка. Интересно, что на ярмарке к нам подходили профессиональные географы и, поизучав стенды, говорили: это и есть настоящая география.

- Итак, геопоэтика против геополитики?

- Наверное. Это противопоставление очень актуально, но есть и принципиальное отличие нашего проекта от того, чем занимается изобретатель и идеолог геопоэтики Кеннет Уайт, которого ты имеешь здесь в виду и который был открыт для русскоязычной публики Васей Головановым. На мой взгляд, Кеннет Уайт и его последователи перегружены литературным визионерством, у них повышенный интерес к слову, которым мы и так перекормлены. Наша мизансцена другая - более видеоцентричная. Страницы журнала в этом смысле более вместительны, чем страницы книги.

- Знаешь, если бы не этот замечательный и осязаемый макет, который можно раскрыть, рассмотреть и почитать, все вышесказанное я бы воспринял как очередную концептуальную фантазию на тему "какого журнала у вас нет и каким вы хотите его видеть?" Догадайся теперь о моем последнем вопросе.

- Догадываюсь. Да, нам предлагали издать "Путевой журнал" коллекционным тиражом: нумерованные экземпляры и весьма нумерованная цена. Мы отказались. У журнала должен быть тираж, потому что у него есть читатель. Успех проекта на "NON-FICTION" убеждает в этом еще больше.

- Где же спонсоры?

- Наверное, путешествуют...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2127
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1377
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1023
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1340

Другие новости