РЕДИ текстов - интересных и не очень, потому что не все, собственно, могут интересно рассказывать, а для некоторых (из нескольких десятков) авторов этих книг это был первый опыт литературного описания путешествия, - есть текст, похожий на инструкцию. Его написал Тимур Ямалеев, двукратный чемпион России по автостопу. Там среди прочих интересных правил и этических положений говорится: "В принципе, в пути вы можете с водителем не общаться. Некоторые из них в дороге разговаривают по телефону, слушают музыку или просто погружены в собственные мысли - тут вы просто обязаны молчать. Но как только вы сели в машину, по законам психологии первые пять минут вы должны посвятить знакомству: кратко рассказать о себе, своем маршруте, дать понять водителю, что вы не бандит, а путешественник".
Главное в перемещении - это прелесть человеческого общения. И одновременно - это обязанность. Вот случай из собственной практики. Однажды я ехал на тракторе. Дело происходило под Вязьмой, в местах, где на килограмм земли в лесу приходится полкило костей. Тракторист подхватил меня между деревнями, и вот я трясся в душной кабине между единственным креслом и дверцей.
Надо было в благодарность разговаривать с трактористом. А говорил он невнятно, хотя и смотрел мне в глаза, отвернувшись от дороги. Видимо, у него была нарушена функция речи. Непонятно, ожесточенно бормотал что-то тракторист, а я, чтобы не показаться невежливым, говорил "да-да" и еще говорил "конечно", а еще "ну да". И прибавлял потом: "Ясное дело".
Но вдруг я заметил, что мой благодетель темнеет лицом, меняется как-то, и вдруг он остановил трактор, толкнул дверцу и спихнул меня на дорогу.
Я выпрыгнул, закинул за спину вещмешок и зашагал вслед дизельному выхлопу. В тот момент мне стало понятно, что говорил тракторист что-то типа "Ну неужели я такая сволочь? Скажи, да?!"
А я подтверждал: "Да, да: ясное дело".
Так и здесь. Исход твоего путешествия всегда зависит от человеческих отношений.
Кстати, о других обязанностях здесь пишут так:
"На трассе автостопщику желательно участвовать во всех положительных процессах, там происходящих, обязательно помогать водителю: чинить автомобиль, протирать стекла, фары, отбиваться от рэкетиров, уговаривать гаишника не выписывать штраф, словом, максимально облегчать нелегкий труд водителя. У профессиональных автостопщиков существует негласное правило: с двенадцати ночи до шести утра в машине не спать и не давать уснуть за рулем водителю. Если водитель все-таки уснул, пытайтесь вырулить в нужную сторону и затормозить. Я, например, делал это дважды".
Часто говорят об опасности путешествий. Свет населен добрыми людьми - по преимуществу. Однако, что ни говори, перемещение поперек линий магнитного поля с незнакомыми людьми есть автоматическое попадание в группу риска.
Не говоря уж о другой истории, рассказанной в книге Игорем Фатеевым. Вот он едет автостопом в Чечню. Хватают его чеченские эмгэбэшники. Дальше он говорит так: "Потом я по их просьбе рассказал о Кришне и спел мантру┘ Видимо, от нечего делать Муслим решил сыграть в "русскую рулетку". Он зарядил наган одним патроном и приставил его к моему виску. Я продолжал повторять мантру и рассказывать о вечности души. Щелкнул курок, но выстрела не последовало. Тогда Айрат бросил мне под ноги гранату. Взрыва не последовало (как потом выяснилось, из гранаты был вынут боек). А я просто сидел на диване и на четках повторял мантру. Мое спокойствие их удивило:
- Почему ты остаешься спокойным? Ведь в любой момент ты можешь расстаться с жизнью?
Я ответил, что смерть меня не пугает:
- Я знаю, куда я отправлюсь после смерти - рассказывать о Кришне на других планетах этого материального мира. Вы же не знаете, что вас ожидает после смерти. Поэтому и боитесь, - в этот момент Айрат, дрожа от страха, вставлял боек во взрыватель, который мог взорваться прямо у него в руках".
В общем, гвозди бы делать из этих людей. Из автостопщиков, в смысле.
Есть, правда, еще одно обстоятельство. Очень часто рассказы автостопщиков лишены интереса для окружающих. Первое обстоятельство (не всем же быть сказочниками) уже упоминалось, второе - стиль современного автостопа в чем-то унаследован от реликтовой хипповской Системы. Сообщества замкнутого и не занимавшегося саморекламой. А может, существует и третье обстоятельство - просто не пришло время.