0
717

30.12.1999 00:00:00

1990-е: 10 лет российского книжного бизнеса


Владимир Григорьев, заместитель министра печати и информации РФ:

Последние десять лет настолько динамичны, такое количество событий, что, видимо, эти годы несопоставимы ни с какой другой десятилеткой века. Само это время годов можно разделить, как это принято у людей старшего поколения, на "до войны" и "после войны"...

Что вспоминается мне? Что было важным? Закон 1993 года об авторском праве и смежных правах; создание ассоциации "Авторы и издатели против пиратства", образование издательства "Вагриус"; появление телевизионной рекламы книги и создание телевизионных книжных программ; восстановление количества названий книг, издающихся в стране; рестуктуризация читательского интереса в конце 1990-х в сторону отечественной литературы; наконец, возвращение на прилавки классики. В рамках всего десятилетия важно изменение процентного соотношения выпускаемых книг между государственными издательствами и частными в пользу последних. Лучшая книга десятилетия - "Сталин" Эдварда Радзинского. Явления литературы - Владимир Маканин ("Андерграунд") и Виктор Пелевин. Еще к лучшим книгам десятилетия я отнес бы "Московскую сагу" Василия Аксенова и роман "Большая пайка" Юлия Дубова. Среди зарубежных авторов - роман Салмана Рушди "Прощальный вздох мавра".

Григорий Ерицян, издательство "Слово":

Прежде всего назову Закон о поддержке средств массовой информации и книгоиздания в России; второе - присоединение России к Бернской конвенции и подписание Флорентийских протоколов о беспрепятственном обмене культурными ценностями, в том числе и книжной продукцией. Два этих правительственных действия являются очень важными для книгоиздания.

Не менее важно невмешательство того же государства в регулирование книгоиздания. Речь идет об отсутствии цензуры в первую очередь и минимальном экономическом влиянии на книгоиздание. При наличии вышеупомянутых законов это самое важное, что позволило книжному рынку развиваться по законам капитализма. Если говорить о книгах - их вышло очень много. Большую роль и в культурном, и в общественном смысле сыграли те из них, которые ранее были неизвестны нашему читателю. Прежде всего это русская литература за рубежом.

Александр Иванов, издательство "Ad Marginem":

Отмечу прежде всего восстановление частного издательского дела в России, которое и насчитывает на сегодняшний день примерно десятилетие, а также определенный книгоиздательский бум, возникший, по моим представлениям, на рубеже 1994-1995 годов.

Я имею в виду не просто возникновение частных издательств, но и тот факт, что издательства не отражали какую-то культурную или научную ситуацию (поскольку, как мне кажется, академическая сфера в это время находилась в глубоком кризисе), но начали создавать некое новое культурное пространство. Книгоиздание вообще становится едва ли не лидирующей сферой культурной деятельности. Оно вполне конкурентно с театром, кино, музыкой и т.д.

Если говорить конкретно, за эти десять лет у нас возникло действительно цивилизованное издательство, на которое можно равняться - "Вагриус". В том виде, в котором он сформировался ближе к 1997-1998 годам, - это нормальное европейское издательство, которое работает по определенной стратегии, на хорошей экономическо-менеджерской базе, концентрирует довольно мощные интеллектуальные и художественные ресурсы и, наконец, это одно из первых издательств, которое начинает активно продавать авторские права.

Есть проект "НЛО" - если говорить об интеллектуальной сфере, есть проект "Терры" - особенно интересный в том, что касается книгораспространения и собственно бизнеса: их система читательских клубов, реклама через телевидение. Некоторые их вещи настолько прогрессивны, что их, например, нет даже в Америке (в Европе есть). Так что по многим проектам, идеям, концепциям издательских домов мы находимся на вполне общемировом уровне. Нам не нужно никого догонять.

Анатолий Лысенко, председатель комитета по печати и телекоммуникациям правительства Москвы:

Главная книга - брошюра "Закон о печати"! Тот, авторами которого были Батурин, Федотов и другие. Если бы не было этого закона, мы сегодня не могли бы обсуждать ваш вопрос. Потому что за десять лет мы прошли тот путь, который нам, тем, кто постарше, вообще не представлялся реальным при нашей жизни. Мы для себя открыли мировую литературу в полном объеме, мы открыли каналы новой литературы и просто стали жить нормально и цивилизованно. Эта брошюрка, которая когда-то попалась мне еще как проект закона о печати, перевернула весь процесс книгоиздания. Не будь ее, мы обсуждали бы сейчас какую-нибудь новую книжку Маркова...

О каких-то конкретных проектах сказать трудно. Это и проекты "Слова", и русское зарубежье, и многотомный "Русский архив"... Я боюсь просто кого-то обидеть - тут и за год-то захлебываешься от книг и не скажешь, что лучше. Но, к сожалению, я бы сказал, что процесс несколько замедляется, и это тоже можно понять - мы ведь начинали на пустом месте. И все-таки, сходишь на ярмарку - даже на недавний фестиваль "Non fiction", - и понимаешь, как трудно стало следить за всем. Проще сказать, какой фильм был лучшим, потому что фильмов мало. А книг стало много, и все имеют право на существование.

В Китае был лозунг в свое время "Пусть расцветает сто цветов". Кончилось тем, что цветочки подрезали. Мне сегодня хочется, чтобы брошюрка "Закона о печати" не дала нам возможности вернуться к товарищам Маркову, Проскурину, Алексееву и иже с ними.

Ольга Морозова, Издательство "Независимая Газета":

Главное событие, что книги, как ни странно, выходят. Еще более странно, что их читают. Кроме того, сохраняется интерес к чтению книг научных и специальных - по социологии, философии, культурологии; возникла новая волна интереса к поэзии, серьезному роману. Все говорят, что роман умер - но он жив. Он есть разных языковых пластов - и русский, и зарубежный.

Совершенно четко можно сказать, что улучшилось полиграфическое оформление книг: теперь они конкурируют не только по содержанию, но и по дизайну. Книги на газетной бумаге уходят в прошлое.

Издательство Независимой Газеты, несмотря на небольшой штат сотрудников, выпускает сейчас примерно 14 книг в год, а в следующем году планируем 20-24. Это при отсутствии репринтов! Все наши книги выходят впервые - это либо новый автор, либо новый перевод, а в пакете издательства много книг, связанных с литературными биографиями; будет продолжена серия "Modus vivendi", из беллетристики - самые лучшие романы ХХ века. В планах серия энциклопедических изданий: "Энциклопедия Шерлока Холмса", "История нравов" (пер. с фр.), "Энциклопедия любителей Швейка" (пер. с фр.) и комментарии Густава Шпета к "Пиквикскому клубу" - по сути, это тоже энциклопедия.

Олег Новиков, издательство "ЭКСМО":

Вместе со сменой государственной системы кардинально изменилась сама структура книжного дела. На смену "колоссам" - большим государственным издательствам пришли молодые коммерческие структуры. С новыми силами, планами, идеями, колоссальной энергией и творческим потенциалом. Постепенно осваивая все новые и новые ниши, им удалось сформировать современный, цивилизованный книжный рынок в том виде, в котором он существует сейчас.

Новому поколению издателей удалось главное - мы овладели новыми, прогрессивными технологиями издательской, полиграфической работы, успешно применяя новейшие методики формирования сбыта. Поэтому в лучшую сторону изменились стратегические принципы развития издательского дела, в том числе и в таких специфических аспектах, как книжная торговля, взаимодействие с многоликой читательской аудиторией.

Перечислять значимые проекты, события и книги десятилетия можно долго, поэтому я ограничусь лишь достижениями "ЭКСМО". Семь лет тому назад мы предлагали читателям две-три книги в месяц, сегодня их количество приближается к двумстам пятидесяти. И это не только фантастика и фэнтези, любовный роман или привычный для читателей детектив от "ЭКСМО". Мы издаем поэтические сборники, четыре серии отечественной и зарубежной классики, свыше пятнадцати проектов для детей, уникальные серии "Антология мысли" и "Антология мудрости", прикладную литературу.

Кроме того, для наших читателей образован Книжный клуб "ЭКСМО", налажены выпуск и рассылка цветного иллюстрированного каталога "Книга - почтой" и бесплатного бюллетеня для оптовых торговцев и представителей СМИ, открыт сайт в Интернете. Более активным стало взаимодействие с масс-медиа, и здесь полностью оправдывает себя принцип абсолютной информационной открытости, это способствует доверительным отношениям между издательством и читателями. Нельзя, конечно, не упомянуть и о нашем совместном с "НТВ-КИНО" проекте - съемках сериала под рабочим названием "Каменская", видеоверсия которого уже поступила в продажу.

Сейчас мы стараемся качественно улучшить свою работу в области оформления книг, иллюстраций, использования новейших разработок современного дизайна и графики, а также осваиваем инновационные компьютерные технологии. Логичным продолжением этого перечня является развитие полиграфической базы.

Николай Овсянников, генеральный директор гендирекции Московских международных выставок и ярмарок:

Для меня важнейшее событие за последние 10 лет - это возрождение Московской международной книжной ярмарки и организация национальной ярмарки "Книги России". В 1991 году после отмены Московской международной книжной ярмарки все думали, что она не воскреснет. Но мы видим, что она не только возродилась, но и заняла достойное место среди крупнейших ярмарок мира. Очень важная вещь - принятие Закона о поддержке средств массовой информации. Благодаря этому закону мы и издаем книги.

Андрей Петров, издательство "Молодая гвардия":

Считаю величайшим событием издание настоящего собрания Набокова (в питерском издательстве "Симпозиум"). Полностью оно еще не вышло, но пять томов американского периода и два тома русского периода - это очень важная и нужная вещь. Из остальных книжных проектов мне кажется очень важным то, что было сделано к 200-летию Пушкина. Мы, например, вернули на родину биографию поэта, написанную Тырковой-Вильямс.

Из каких-то глобальных явлений за десятилетие были вещи и позорные, но здесь точки зрения могут расходиться. Я считаю позорной вещью издание собрания сочинений Виктора Ерофеева - чем дальше, тем хлеще... Ужасно для нашего книгоиздания появление массы совершенно безликих энциклопедических изданий - как их называют. Все завалено так называемыми энциклопедиями, но ни одна из них таковой не является. Особенно для детей и юношества. За исключением "Аванты+" и нескольких других, это абсолютно бездарные издания. Жалко просто, что народ обманывают...

Для "Молодой гвардии" большое событие то, что за последние 10 лет мы возродили серию "ЖЗЛ" и стали издавать еще больше, чем в советское время. Из хороших проектов мне нравится то, что делает "Слово", например их мемуарная серия. Издают хоть и медленно, но здорово!

Последняя ярмарка литературы "Non fiction" - конечно, не величайшее событие последних десяти лет, но тем не менее, если она будет проводиться постоянно и в будущем, - это в самом деле здорово! Литература вообще должна заставлять думать, и с этим сейчас происходит некоторый позитивный поворот. Все это ближе, может быть, к западной модели, но этот переворот и произошел за последние десять лет. Это нормально - книги скоро будут стоить дорого, но покупать их будут именно те, кому они действительно нужны.

Александр Шаталов, издательство "Глагол":

Первое и главное событие - крушение Советского Союза и в связи с этим уничтожение всей дистрибуции книг по стране. Во многих местах книжные магазины исчезли как таковые, исчезли и торговые сети, благодаря которым люди в глубинке могли купить почитать книгу. Другое следствие: государство перестало всячески "поддерживать" книгоиздание, благодаря чему книги стали свободны и доступны.

Второе важное событие - полный отказ от какой-либо цензуры. Это и плохо и хорошо. Огромное количество блестящих западных произведений стало возможно переводить и печатать в России. Обратной стороной отсутствия цензуры стало и то, что доступным стал огромный пласт отечественной литературы, изобилующей табуированной лексикой.

Следующим важнейшим событием назову сначала формирование, а теперь и наличие рынка массовой литературы. Такие жанры, как женский роман, детективы, стали не просто доступны читателям (чего не было в советское время), но и, естественно, как и на Западе, заслонили собой всю остальную литературу....

Можно еще отметить исчезновение всех писательских организаций (в том виде, как они существовали 10 лет назад). Да и роль самого писателя в обществе перестала быть сколько-нибудь значимой. Писатель как носитель государственной идеологии перестал существовать, чего нельзя было предполагать никогда раньше.

Дмитрий Шипетин, издательство "Центрполиграф":

Важно, что государство пошло нам, издателям, навстречу, приняв закон, освобождающий нас от НДС и многих других вещей... Это способствовало работе, потому что издательский процесс - очень длительный и в обычные рамки налогообложения не укладывается. Но нам оставили возможность трудиться, и это, пожалуй, основное.

Были у нас разные периоды, и у каждого периода свои книги. Назвать какую-то одну, но какую? Если самый большой тираж - наверное, это не самая лучшая книга. Были хорошие книги, были удачи и неудачи, но выделить что-то особое не могу... А если говорить лично, про книгу моей жизни, я мог бы назвать "Каталог почтовых марок России", который мы делали четыре года. Он вышел в 1996 году. В эту книгу было вложено все что можно. Достаточно сказать, что там 60 тысяч иллюстраций - так что в работе, в подготовке она была очень тяжелой...

Теперь о негативных итогах десятилетия. Скажем, Москва и Петербург более или менее богатые города, здесь регулярно выплачивается зарплата. А вот в регионах зарплату не платят, денег нет - и количество читателей сужается. Не от того, что люди не хотят читать - у нас, что бы ни говорили, читающая страна, а просто нет денег. Книги все-таки товар не первой необходимости. В этом большая сложность: тиражи падают, падает спрос.

Или от нас отрезали, например, военных. Когда мы начинали, они очень много покупали: приезжали из частей, военных городков, потому что тогда там были деньги. Сегодня военные по финансам стоят не знаю даже ниже кого.... А ведь это огромный пласт читающих, грамотных людей, и книга для них всегда была важна...

Ну а в целом надо работать и придумывать книги, которые будут интересны читателю и чтобы за них нам не было стыдно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3210
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3570
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2612
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4601

Другие новости