Роберт Камминг. Живопись. Шедевры европейской живописи с комментариями. Серия "Домашний музей". - Дорлинг Киндерсли - Слово/Slovo, 1999, 104 с.
В ТРЕТИЙ раз начиная с 1997 года издательство "Слово" выпускает этот подарочный альбом. С одной стороны, это становится традицией, как "Ирония судьбы" на Новый год, с другой - "Иронию" мы смотрим бесплатно, а альбом стоит немалых денег, и раз переиздается, значит, покупается, то бишь того стоит. Альбом составляют сорок пять разворотных репродукций знаменитейших картин из европейских музеев, начиная с Джотто и кончая Пикассо. Качество полиграфии - наипрекраснейшее, впрочем, уже ставшее привычным. Это детский альбом, и каждая репродукция снабжена увеличенными деталями, вынесенными на поля. Но самое главное достоинство - краткие и толковые комментарии к деталям и к шедевру в целом - собственно, английский оригинал, выпущенный "Дорлинг Киндерсли" в 1995 году, так и называется: "Annotated Art", и пояснения здесь - самое интересное.
Альбом предваряется двумя замечательными вводными статьями - "Умение смотреть и видеть" и "Что такое шедевр?". Казалось бы, как просто, а попробуй объясни в двух словах. В двух словах это выглядит так: "Чтобы смотреть, достаточно открыть глаза, увидеть же значит пережить". Умри, Денис, лучше не скажешь. Шедевр же - это творение, не утратившее своего значения с течением времени. Вот и все. А как верно. Там есть и про другое - про живописную технику, про работу на заказ, про стиль и символику. И все четко, кратко, неоспоримо. Надо отдать должное и добротному переводу - перепечатки заграничных альбомов и вообще любых красочных изданий хорошим качеством текстов, в отличие от полиграфии, не часто балуют. А тут - готовые образцы лучших школьных сочинений "по картинке".
А теперь ложка дегтя. Как уже было сказано, все репродукции - разворотные, а это значит, что каждая делится двумя страницами ровно пополам. Все бы ничего, когда в ущелье разворота, как в черной дыре, исчезает кусок неба, кусок моря и какое-нибудь деревце. Другое - когда у дамы напрочь пропадает талия, и ноги растут прямо из плеч. Или того хлеще - когда у снятого с креста Христа Рогира ван дер Вейдена оказывается оторвана рука, а торс перекорежен, как после автокатастрофы... Мы, взрослые, поймем и простим - мол, ради более подробной прорисовки деталей шедевра издатели пожертвовали и так далее... Но дети, во-первых, непременно заметят такие шутки, во-вторых, от души поржут. Дети - вообще существа жестокие, что им до кучи денег, потраченной родителями на подарок...