0
1248

30.12.1999 00:00:00

А Босх и ныне там


Р.Х. Марейниссен, П.Рейфеларе. Босх. Пер. с англ. В.Курносовой. - Москва, Антверпен: Международная книга, Меркатор Парибас, 1999, 516 с.

CАМЫМ оригинальным монументом книжной жизни столицы многие постперестроечные годы был старичок, стоящий при переходе с Лубянки на Кузнецкий мост и торгующий тоненьким альбомчиком Иеронима Босха, вышедшим в незапамятные времена в издательстве "Изобразительное искусство". Своим неизменным каждодневным присутствием этот старичок как бы подтверждал неувядающую любовь русского народа к нидерландской живописи. Действительно, самым ожидаемым выбором российского интеллектуала был и остается джентльменский набор Босх-Брейгель-варианты. Недавно старичок исчез со ступенек перехода: то ли иссяк нескончаемый тираж книжечки, то ли вышедший в издательстве "Международная книга" роскошно иллюстрированный пятисотстраничный альбом под лаконичным названием "Босх" перебил аппетит российского интеллигента. Но никак невозможно предположить, что этот аппетит иссяк вообще. Тяга к босхиане сродни детской любви к "страшилкам", она же не прервется вовеки.

Самое замечательное, что этот альбом изначально сделан в Антверпене и его авторам ничего не известно о художественных вкусах российской публики. А посему текст и составление получились весьма прихотливыми, а отнюдь не топорно-просветительскими. Подкупают две вещи. Во-первых, количество иллюстраций. Картин у Босха - как раз на тоненькую брошюрку, как у старичка с перехода, а иллюстраций в альбоме - несколько сот. О чем это говорит? Всего-навсего о старательном расчленении на элементы. А это, применительно к Босху, - чуть ли не самое важное. Потому что сам художник в первую очередь занимался расчленением мира на сферы, полусферы и секторы, триптихи, диптихи и фрагменты. А те, в свою очередь, легко разбиваются на разные полосные уровни, угловые, центральные и прочие внутренние композиции. Собственно Босх предназначен не для мгновенного визуально впечатления, а для постепенного прочтения и последующего растаскивания на цитаты. Тем, быть может, он и дорог пытливому русскому уму, предпочитающему развернутое высказывание целостному образу. Дело еще и в том, что отдельные страшненькие козявки, яйцеголовые уродцы и чувственные яблочки прописаны у Босха так независимо-ни-от-чего-тщательно, что только в процессе обособленного рассматривания и вызывают оторопелое восхищение, потому как на измельченных "цельных" иллюстрациях их жутковатое обаяние попросту улетучивается.

Текст тоже радует - его попросту интересно читать. Здесь впервые на русском изложена вся сохранившаяся в источниках и реконструированная исследователями информация о жизни художника. На том же месте, куда обычно помещают глупейшие авторские размышления о "смысле творчества" и пошлые трактовки излюбленных сюжетов мастера, в этом издании выстроена монументальная глава "Интерпретации" - внушительная подборка различных суждений о Босхе, высказанных печатно и публично за последние пятьсот лет. Босх заставил пошевелить мозгами психоаналитиков, мифологов, теоретиков фольклора, исследователей смеховой культуры, при этом не уложился ни в одну из предложенных интерпретаций и остался всенародным любимцем. Посему и достоин почетного места под новогодней елкой у входа в новое тысячелетие.

Главным дистрибьютором изданий "Международной книги" является книжный магазин "Библио-Глобус" (ул.Мясницкая, д.6, тел.: 925-14-90, 928-87-63 доб.324 )


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


 КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

0
262
 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
249
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
247
Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Екатерина Трифонова

Процессуальный механизм отвода участников судопроизводства срабатывает эпизодически

0
422

Другие новости