0
1488

22.12.1999 00:00:00

Премия "Три сестры"


ПРИСУЖДЕНИЕ премии "Три сестры" кемеровскому, а ныне калининградскому автору, актеру (и, кажется, режиссеру тоже) Евгению Гришковцу следует, вероятно, назвать закономерным. Во-первых, в коротком списке среди восьми пьес было целых две пьесы Евгения Гришковца (такое уже случалось в четырехлетней истории драматургического "Антибукера", но никаких премиальных "оргвыводов" за собой не влекло). Во-вторых, драматургический "Антибукер" - никогда, разумеется, сознательно к тому не стремясь - уже традиционно привечает и отмечает сочинения молодых, широко не известных (но уже успевших снискать "узкую" славу) драматургов. Немосковским авторам отдается предпочтение.

Евгений Гришковец всем этим - внешним - обстоятельствам соответствовал в полной мере.

Закономерность решения драматургического жюри имело, конечно, и оборотную, то есть негативную сторону: оно было предсказуемо и кое-кто, изучив короткий список по номинации "Три сестры", успел предсказать наиболее вероятного лауреата. С другой стороны, жюри не ставило себе целью из кожи вон лезть - лишь бы запутать читателей и наиболее заинтересованных зрителей. Жюри старалось выбрать лучшего и, кажется, сумело это сделать.

Евгений Гришковец - наиболее интересный драматург этого года. Жюри присудило ему премию "Три сестры" за драматический диптих "Наброски к пьесе "Записки русского путешественника" и "Зима". В конкурсе участвовали две пьесы, как бы независимые друг от друга, но жюри сочло возможным рассматривать их вместе и премировать в итоге именно как диптих. Литературная манера, мир героев, темы их диалогов, совершенно точное их определение во времени (ясно, что речь о героях именно наших дней - конца 90-х) и одновременная брошенность в пространстве, - позволяют рассматривать эти пьесы в неразрывном их единстве (и, конечно, борьбе тоже).

"Записки русского путешественника" - скажем так, более бытовая пьеса (относительно "Зимы"). "Зима" - почти рождественская сказка, светлая и чуть сентиментальная (хотя ностальгией пронизаны и диалоги "Записок..."). Но герои - и там и тут их, главных героев, двое, и это мужчины, - кажется, те же самые, просто оказавшиеся вдруг в других обстоятельствах.

Говоря о современности сочинений драматурга, воспользуемся словами, которые прозвучали во время обсуждения из уст одного из членов жюри: "Я вижу в этих пьесах конец 90-х годов. Я вижу современника, который обращается ко мне напрямую. Не через залп "Авроры", не через что-то еще, а именно напрямую... Я читаю это и понимаю, что читаю о себе. И это написано обо мне".

Именно так и почти в таких словах говорил о пьесе Гришковца "Наброски к пьесе "Записки русского путешественника" режиссер Иосиф Райхельгауз. И это совпадение, с учетом такой непохожести этих людей, знаменательно. Гришковец, которому тридцать с хвостиком, оказывается своим и задевает и тех, кому за сорок, и тех, кому стукнуло уже пятьдесят. А кому-то он, может быть, покажется чуждым и найдутся те, которые не воспримут Гришковца, как когда-то не воспринимали написанного Беккетом и Ионеско (речь не о величине таланта, а о неприятии нового и, как ни странно, действительно современного, потому что пока одни не принимали театр абсурда, других восхищало именно современное звучание слова - у Беккета и Ионеско).

Конечно, отдавая предпочтение Евгению Гришковцу, жюри, скорее, выражает надежду на то, что с этим автором в драматургию приходит что-то действительно новое, чем фиксирует эти самые перемены. Но основания для таких надежд, конечно, есть. Свежесть разговорного слова Гришковца очевидна. Как очевидно и то, что это разговорное слово - не то же, что так увлекало в драматургии "новой волны" у Петрушевской, Злотникова или Галина. Хотя Гришковец, конечно, их тоже читал. Как читал он и Хармса, и других обэриутов. Читал, но пишет свободно, ему начитанность не мешает и, так сказать, не давит цитатами. В письме Гришковца располагает к себе высокая мера искренности. И эта искренность тоже не похожа на ту, что вошла в театральный обиход с пьесами "новой волны". И еще одно существенное отличие "Записок русского путешественника" и "Зимы" от многих других современных сочинений для театра: в пьесах Гришковца начисто отсутствует кликушество. Авторский пафос между тем различим.

Так получилось (во всяком случае, так получалось до сих пор), что драматургический "Антибукер" становился для лауреата тем, что раньше называлось путевкой в жизнь. В театральную жизнь в данном случае. И несмотря на то что постановка пьесы Ивана Савельева "Путешествия на краю" (отмеченной Антибукеровской премией в 1996 году) в Театре сатиры событием не стала, можно смело говорить о решительных переменах в судьбе: его заметили, захотели узнать поближе; его приглашают к сотрудничеству Олег Табаков, Валерий Фокин и Петер Штайн.

Еще счастливее до сих пор складывалась театральная судьба лауреата премии "Три сестры"-97 Олега Богаева. Отмеченная премией пьеса "Русская народная почта" поставлена в нескольких театрах страны, в Москве, в Театре под руководством Олега Табакова, спектакль вышел под названием "Комната смеха". Постановка Камы Гинкаса фигурирует среди номинантов национальной театральной премии "Золотая маска" и совершенно очевидно, что спектакль будет претендовать по меньшей мере на четыре премии - за лучший спектакль, за лучшую режиссерскую работу, роль Олега Табакова - как лучшая мужская роль, а сценограф Сергей Бархин - как автор лучшей сценографии.

В те самые дни, когда работа Антибукеровского жюри вступила в свою заключительную стадию и члены жюри начали отделять лучшее от хорошего, из Финляндии пришли рецензии на недавние гастроли там табаковского театра. "Человечность, задыхающаяся в замкнутом пространстве", "Гастроли Гинкаса и Табакова оправдали ожидания", "театральное чудо в маленькой форме", "в роли пенсионера, ветерана войны Ивана Жукова, настоящего рыцаря печального образа, Табаков точен в каждой детали, выразителен и органичен как в интеллектуальном, так и в биологическом смысле, то есть естествен, как дыхание", "актер и режиссер превращают пьесу Олега Богаева в гоголевский мир фантазий с приглашенными и незваными гостями", "это и трагикомическая клоунада, и грустная пародия на русскую сентиментальность: но если в "Механическом пианино" у Табакова это не было так трагично, то здесь его герой Иван Жуков - это катализатор смеха и трагедии; пьеса Олега Богаева - о том, кто смеется последним в этом мире" - вот заголовки и строчки восторженных рецензий. Это был единственный драматический спектакль в рамках проходивших в Финляндии "Дней Москвы", при этом рецензенты писали, что "в спектакле содержалось больше политического динамита, чем можно было ожидать от участника официального культурного обмена".

Одно из возможных объяснений такого успеха именно драматургической номинации - в том, что в жюри "Трех сестер" собираются заинтересованные люди.

Пьеса Евгения Гришковца "Записки русского путешественника" уже поставлена в Москве. Премьера состоялась 18 декабря в театре "Школа современной пьесы" (рецензию на спектакль читайте в завтрашнем номере "НГ"). И "Зиму", верится, обязательно и скоро поставят. Потому, что это пьеса - о нас. Потому, что она действительно современная.

В них все знакомо, все родное, свое: тетки в Сочи, которые никогда, кажется, не были девочками, а сразу - тетки, Тарас Бульба со своей люлькой, историю которой пересказывают промерзшие насквозь герои "Зимы"... И т.д., и т.д. Если вернуться к взятому в начале заметок (напрокат) сравнению драматического "Антибукера" с путевкой в жизнь, нам остается пожелать автору счастливого пути!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

На субсидирование авиаперевозок направят дополнительно 3,5 миллиарда рублей

Ольга Соловьева

Нынешние меры поддержки не устраивают ни перевозчиков, ни пассажиров

0
503
Новые политпроекты идут на второй заход

Новые политпроекты идут на второй заход

Дарья Гармоненко

Съезды партий "Рассвет" и любителей пива намечены на разные времена будущего года

0
518
Памфилова готовится к броску на Юг

Памфилова готовится к броску на Юг

Иван Родин

В аппарате ЦИК создано отдельное управление по международному сотрудничеству

0
542
Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Экономике требуется новая солидарность – правительства и Центробанка

Анастасия Башкатова

Насущный вопрос бизнеса: где брать рабочие руки и ресурсы для инвестиций?

0
623

Другие новости