ЭТО САМАЯ молодая номинация в системе литературных премий Антибукер. Как известно, она "отпочковалась в прошлом году под напором эссеистики, мемуаристики и другого рода исторических и документальных текстов, которые составили значительный массив в номинации "Луч света". И это естественно: современная литература явно тяготеет к жанру, который был удачно поименован заимствованием из Мандельштама: "Четвертая проза".
В этом году в данной номинации соискателями оказались разноудаленные (в эстетическом плане) тексты, но при этом равноинтересные. На заключительном этапе право на премию оспаривали книга издательства "Дедалус" "Осколки зеркала", которую с необыкновенной любовью к своим близким написала Марина Парковская, и две рукописи, одна из которых - "слово и Тело" Михаила Золотоносова - вот-вот станет книгой. О второй рукописи разговор особый, потому что в конце концов именно ей были отданы наши голоса (Марины Кудимовой, Елены Петровской и Николая Кононова). Это "Купание красного коня (поэма без героя)" Александра Иванченко.
В литературном мире этот автор известен повестью "Рыбий глаз", книгой "Автопортрет с догом", а также романом "Монограмма", вошедшего в шорт-лист первого Букера. К сожалению, "Купание красного коня" оказалось в зоне молчания наших печатных изданий. Это развернутая рецензия на несуществующий роман несуществующего автора с философскими и лирическими отступлениями. По сути, это остросатирический памфлет на драму сегодняшней российской интеллигенции. Рукопись уже вызвала многочисленные отклики после того, как была размещена в Интернете.
Мне кажется, что сегодня, при существующей тяге к развитию потенциальных возможностей литературы non-fiction, произведение Александра Иванченко - это настоящее событие, с чем мы и поздравляем читающую публику (правда, только в Интернете).