Призрак все еще виден. Фото Хайди Холлинджер из книги "Особенности национальных политиков". |
Таким образом, через несколько дней подтвердится то, что почему-то вызывало у некоторых сомнения еще несколько лет назад: коммунистическая идея в России не только жива, но и будет продолжать жить. Да, со временем уйдет поколение старых партийцев, но уже сейчас ясно, что на смену ему придут другие. Они будут иными и с иными отчасти взглядами, но они будут.
Они будут, несмотря на все хорошо известные заблуждения Ленина и преступления сталинизма. Несмотря на миллионы репрессированных. Несмотря на разочарования общества, связанные с несостоявшимся продолжением хрущевской оттепели. И даже воспоминания о пустых полках магазинов в конце брежневского и горбачевского периодов не побудят зюгановский электорат голосовать за какого-нибудь другого кандидата в президенты или другой блок на парламентских выборах.
Как только не объясняли феномен российской склонности к коммунизму многочисленные философы, политологи, журналисты, литераторы, политики, наконец, просто политически озабоченные люди. Пытались провести мостики между общиной и социалистическими идеями, между якобы врожденным русским мессианизмом и коммунистическим строем. Теории были интересные, однако ни на йоту не объясняющие то, что произошло в постсоветской России, когда КПСС была разгромлена организационно, финансово, идейно и даже теоретически, однако ее преемница КПРФ смогла не просто выжить, но и стать ведущей политической партией страны.
Попытка в какой-то степени разрешить эту загадку предпринята в антологии высказываний русских мыслителей о коммунистах (Кара-Мурза А.А., Поляков Л.В. Русские о большевизме. Опыт аналитической антологии. - СПб.: РХГИ, 1999, 440 с.). Очень хорошая и интересная работа. Особенно для тех, кто терпеть не может марксизм-ленинизм и нуждается в ссылках на авторитеты, чтобы оправдать свое неприятие.
Составители явно не принадлежат к числу почитателей коммунистических идей, а потому оказались откровенно предвзятыми в подборе соответствующих изречений. Об отношении авторов к большевизму говорят уже названия трех первых частей антологии ("Большевизм - социальная варваризация и культурная деградация России", "Большевизм - господство худших", "Большевизм - подпольно-уголовная система").
Будучи опытными философами, они с легкостью нашли несколько оправданий для своего подхода. Во-первых, всякая попытка включить "все" высказывания о большевизме объявлена ими невыполнимой теоретически и практически. В принципе это действительно так, но не объясняет откровенный антикоммунистический перекос в антологии. Во-вторых, составители исключили из числа авторов всех русских большевиков. Якобы для объективности. Проще говоря, оставили в поле своего внимания почти исключительно антикоммунистов. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для спектра охваченных мнений.
Как бы то ни было, данный сборник находится в русле основной части книжного потока политической литературы в 1999 году. Причем не только и даже не столько коммунистической, сколько их оппонентов. Как бы ни росло количество антикоммунистических авторов, большинство их работ так или иначе посвящено опять же большевизму. И это легко объяснимо, учитывая уже доказанную крепость коммунистических идей в России.
Впрочем, не только в России. Коммунистические идеи пустили корни в Азии, Латинской Америке и Восточной Европе. Не говоря о постсоветских государствах. Пора взглянуть правде в глаза - если не ассоциировать коммунизм с командно-административной системой в экономике и репрессиями, то данная идеология оказывается приемлемой для многих обществ.
Четверть избирателей в нашей стране регулярно голосуют на выборах за левых. Можно, конечно, считать, что "Россия одурела", можно требовать расправы с коммунистами и запрета их партий. Но проще и вернее, однако, принять симпатии части общества к коммунистическим идеям как данность.
Другое дело, что плюрализм подразумевает и требует конкуренции между идеологиями. Соперничество между ними должно включать в себя критику. С этим делом, особенно с критикой коммунизма, в России все в порядке, если судить по книжному потоку политической литературы.
Но вот есть серьезные трудности с другой составляющей этой проблемы плюрализма - с развитием новых, оппозиционных коммунистической идеологий. В нашей стране основные усилия авторов сосредоточены пока на развитии державнической идеи, которая находится на том же "поле", что и теоретические разработки нынешней КПРФ. Зато остаются очень большие вопросы в отношении теории российского либерализма, российского консерватизма, российской социал-демократии. И даже русский национализм в книжном потоке представлен недостаточно убедительно.
Надо ли бороться с коммунизмом на идейном поле? Наверно, надо, уж коли мы в начале 90-х годов сами выбрали рынок идей вместо единственной идеологии. Однако запретами здесь ничего не добьешься. Для того чтобы превзойти КПРФ на выборах, надо не только критиковать ее лидеров, но и отстраивать собственные партии. Для того чтобы идейно победить коммунистов, требуется опять же не только обрушиваться на них с руганью, но и предлагать взамен более привлекательную альтернативу.
А пока - призрак коммунизма бродит по России.