Сороко-Цюпа О.С. и др. Школьный атлас по зарубежной истории с древнейших времен до наших дней: Пособие для учащихся 5-11 кл. общеобразоват. учреждений/ О.С. Сороко-Цюпа, В.В. Артемов, Т.И. Тюляева. - М.: Просвещение, 1999, 128 с.
ПРЕДЛАГАЕМОЕ издание - это попытка создания картографической панорамы всемирной истории с древнейших времен до наших дней". Попытка эта весьма удачная. В хронологическом порядке располагаются карты и комментарии к ним, начиная с каменного века и заканчивая веком двадцатым. Эти карты действительно подобраны с "учетом школьной программы и учебного процесса". Но есть одно "но".
Помимо комментариев к картам прилагаются еще картинки и фотографии. Осмысленность их подбора сомнения не вызывает, но вызывает недоумение выбор картинок, которые следует снабжать комментарием, и от чего зависит размер этого самого комментария. Как ни странно, но именно в Атласе по истории "подписаны" в основном только современные картинки, особенно заметно по нашему веку. Понятно, что это не по незнанию, а по каким-то другим соображениям. Но непонятно каким. Почему фотография римского Колизея не сопровождается хотя бы датой его создания (75-80-е гг.), равно как и Капитолийская волчица (VI в.), а к фотографии Мао Цзедуна дается даже краткая биографическая справка. Много картинок и фотографий вообще без опознавательных знаков, но их хоть приятно отгадывать. Таким образом, в "хранилище книг в средневековом монастыре" я узнала Литературный музей города Праги. Но что плохо в таких догадках, это невозможность себя проверить. А когда такая возможность все же появляется, то стоит несколько раз хорошо подумать, прежде чем ей воспользоваться. Пример этому - мозаика церкви Сан Витале в Равенне (530-547), на которой изображен император Константин (он же Юстиниан) со свитой: она случайно названа фреской: "Юстиниан с придворными. Фреска". Средняя школа, да и только┘ Это я не про авторов, упаси Бог, не за что хороших людей обидеть. Но только ну очень средний школьник может не знать, чем фреска отличается от мозаики. Школьников все же недооценили. Вот вам и разрыв между средним и верхним образованием. Слава Богу, хоть Бисмарка настоящего приделали, а то, когда я училась в школе, в моем учебнике на месте Отто Бисмарка был его брат.
А карты хорошие, ничего не скажешь.