Вон Кью-Кит. Энциклопедия дзэн. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999, 400 с.
ТЯЖЕЛО говорить о дзэн (будем так писать это слово, следуя надписи на обложке), но еще тяжелее - об энциклопедиях и словарях, посвященных тому, как люди учатся слышать хлопок одной ладони и ищут черную кошку в темной комнате.
Сам автор говорит следующее: "Описания трансцендентальной космической реальности легко обнаружить в китайской буддийской литературе, но поскольку классический китайский язык, на котором написано большинство махаянистских текстов, предельно лаконичен, а сами идеи довольно глубоки, то многие не понимают их истинного значения или толкуют их поверхностно. Если вы не понимаете значения приводимых здесь цитат и примеров, не стоит отчаиваться. Сами великие наставники признавали, что концепция космической реальности трудно усваивается даже высокообразованными или глубокорелигиозными людьми".
И правда, большинство популярной литературы о дзэн в России появлялось не то что в переводе с китайского, а в переводе с английского (как, собственно, и эта книга. Запад начал осваивать дзэн очень давно, и очень давно создал массовую культуру дзэн, или, если угодно, массовая культура Запада создала собственное понимание дзэн, основанное на китайских ресторанах быстрой еды и медитации в автомобильной пробке.
Ясно, что настоящий мудрец должен жить отшельником, смотреть на луну и медитировать спокойно, не отвлекаясь на проблемы уплаты денег за квартиру. Но таких людей мало, а спрос на массовый дзэн существует, и это вполне платежеспособный спрос. Поэтому существуют миллионы людей серьезно верящих, что потребляемый ими дзен совершенно не отличается от первоисточника.
Вот тут и вступает в свои права юмор.
"Представьте, что вы занимаетесь дзэн и работаете над коаном Хаукина - хлопке одной ладони. Вы можете размышлять над ним или, если вы хорошо владеете медитацией, можете саму задачу отправить в собственное подсознание. После долгих усилий вы отыщете нужный ответ. Вы посоветуетесь с учителем и, проявив знаки уважения к нему, расскажете, что хлопок одной ладони подобен весеннему дуновению, несущему благоухание роз. Если учитель вежлив, как многие современные наставники, он просто улыбнется и попросит повторить попытку. Будь он наставником старой закалки, то может выбросить вас за дверь или из окна.
Спустя некоторое время, после дополнительных усилий, вы опять предстанете перед учителем со своим ответом. "Хлопок одной ладони, - уверенно скажете вы, - это звук разбивающихся о преграды волн". И снова он улыбнется вам или же выбросит вас в окно.
Вы станете усерднее и будете дольше работать над своим коаном. Вы полны решимости┘ И вот вы снова встречаетесь с учителем. После соблюдения принятых формальностей вы наконец говорите: "Ты, старый дурак, не можешь даже произвести хлопок двумя ладонями, а еще просишь от меня хлопок одной ладони!" Лицо учителя светится радостью, и он от всего сердца смеется, подтверждая тем самым ваше сатори".
Книга, о которой идет речь, балансирует на грани масс-культурного дзэна, при этом читать ее достаточно весело.
В этом-то ее прелесть.
Вот автор долго говорит о технологии решения проблем мироздания, а потом вскользь замечает: "Даже если вы не смогли овладеть искусством Золотого Колокола или посредством удара вызывать у кого-то пробуждение, сам принцип "Делать, а не просто рассуждать" может оказаться весьма полезным в вашей повседневной жизни. Если вы, к примеру, не удовлетворены работой ваших служащих или подчиненных, вместо бесплодного увещевания или жалоб своему приятелю предпримите простые и действенные шаги к тому, чтобы подчиненные стали работать как следует".
Золотые слова, однако. Какой там колокол.