0
978

18.11.1999 00:00:00

Улетевшая птичка


Innovation/Imagination. 50 years of Polaroid Photography. Introductions by Barbara Hitchcock, Deborah Clochko. Essay by Deborah Martin Kao. - New York: Harry N. Abrams, Inc., Publishers in association with The Friends of Photography, 1999, 120 pp.

ПОЯВЛЕНИЕ метода "мгновенной фотографии" стало последней принципиальной инновацией в истории фотоискусства: с момента, когда американский инженер-изобретатель Эдвин Лэнд - глава основанной в 1937 году корпорации "Полароид" - получил первые устойчивые фотоотпечатки, не требующие никакой дополнительной обработки после экспонирования, ничего принципиально нового в технике фотографирования открыто так и не было. По своему значению открытие Лэнда сопоставимо с изобретением знаменитой "Лейки" - портативной фотокамеры, уже не требующей треножника и неуклюжего ящика - этих псевдомольбертов старорежимной фотографии, придававших ей обманчивое сходство со станковой живописью. Новизна открытой Лэндом технологии была не менее радикальной: на экспонированное изображение можно было посмотреть тут же, минуя стадии проявки негатива и печати. Революционность нового метода прекрасно осознавал и сам Эдвин Лэнд, которого философские проблемы "новый визуальности" заботили не меньше, чем технические и экономические последствия его открытия. Если "Лейка", эмансипировав фотографию от идеологии живописного иллюзионизма, не смогла еще отменить возможность дальнейшей - художественной - обработки получившегося изображения, то метод "мгновенной проявки" акцентировал сущностную составляющую фотоискусства, так как ликвидировалась пауза между экспозицией и результатом, во время которой изображение могло быть как-то изменено. Исчезла потенциальная возможность какого-либо волюнтаристского вмешательства в изображение на промежуточных стадиях обработки: фотоизображение перестало "обрабатываться" вообще, и фотограф, таким образом, еще больше дистанцировался от живописца. "Мгновенную фотографию", следовательно, можно назвать "самой фотографической фотографией", - фотографией par excellence.

Возвращение "фотографии к фотографии" сам Эдвин Лэнд определил в одном интересном и труднопереводимом высказывании о задачах фотографа. "Фотограф, - говорил Лэнд, - должен думать об искусстве, фотографируя, а не создавая фотографии" - "in taking and not in making photographs". "Making photographs" - "создание фотографий" - привычная фраза, скрывающая, однако, возможность результативного взаимодействия мысленного - художественного - образа с фотографическим (на практике это означает всякого рода манипуляции при проявке, фотопечати, ретушь и пр.). Иной смысл в "taking photographs" - собственно "фотографировании", предполагающем некое изъятие, "взятие" изображений из мира. Фотограф, таким образом, не тот, кто "создает", а тот, кто "берет". "Взятие" образа, по Лэнду, должно быть не менее искусным, чем его "создание".

Этот контрапункт - технология чистой изобразительной фиксации и идея творчества ("фотограф должен думать об искусстве") - вынесен составителями в заглавие фотоальбома, посвященного 50-летнему юбилею полароидного фото. Но, как показывает данная в альбоме ретроспекция, фотография в "чистом виде" является, скорей всего, утопией: все последующие "инновации" метода мгновенной фотографии все больше отдаляли эту идеальную фототехнику от изначальной идеи абсолютной фотографии (идеи, который так восхищался Энсел Адамс, один из первых энтузиастов нового метода) и все больше приближали ее к технике художественной манипуляции со "взятым" образом. Парадокс: наиболее аутентичный существу фотографии метод стал активно использоваться в противоположных по идеологии изобразительных практиках (коллаж, раскраска etc.)! "Мгновенная фотография", едва успев зародиться, почти сразу потеряла собственное лицо, став одним из способов - и притом весьма продуктивным, - "создания" изображений.

"Говорить о том, что существо новой фототехнологии заключается только в скорости получения картинок, все равно, что назвать самолет "летающим автобусом", - отвечал глава процветающей корпорации тем, кто в конце 70-х годов стал обвинять "мгновенный полароид" в эстетической девальвации (модель первого бытового "полароида" появилась лишь в 1972 г.; до этого технология существовала лишь в профессиональных студиях и имела среди фотографов репутацию самой рафинированной). Но не следует ли переадресовать этот упрек тем, кто отказался от самого существа нового метода и стал приделывать новые "крылья" к чуждым изобразительным идеям? Ведь по сути своей история полароидной фотографии представляет собой историю последовательного отхода от предложенной Лэндом стратегии "фотографического взятия" (аукнувшейся в рекламном слогане нынешнего "Полароида" "Живи настоящим!"). Впрочем, сам Лэнд объясняет свое изобретение как своеобразный ответ инженера-изобретателя на недоуменный вопрос его малолетней дочери, раз спросившей, зачем папа ее постоянно "снимает", выпуская из фотоаппарата несуществующую "птичку".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1813
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1137
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
833
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1118

Другие новости