ВО ФРАНКФУРТЕ-НА-МАЙНЕ с 12 по 18 октября проходила традиционная международная Франкфуртская книжная ярмарка.
По данным пресс-центра ярмарки, в ней принимало участие 6643 экспонента - 2449 из Германии и 4194 из других стран (для сравнения, в прошлом году - соответственно 6793, 2468 и 4325 по тем же позициям). Темой ярмарки была в этом году Венгрия, представленная на весьма достойном уровне и ставшая, как обычно, центром многих культурных мероприятий города.
Что касается нашей страны, то всю ее издательскую мощь представлял весьма скромный коллективный (а не полномасштабный национальный - чего давно требует время) российский стенд, организованный генеральной дирекцией Московской международной книжной ярмарки (по итогам последней), а также самостоятельные стенды таких издательств, как "Терра", "АСТ", "Лимбус-пресс", "Симпозиум"; Объединенный стенд Санкт-Петербурга, - где были представлены Санкт-Петербургская публичная библиотека и издательство "Алетея" (представившее на ярмарке "Воспоминания" баронессы Меттерних, живущей в Германии); присутствовали издательства "Независимая газета", "Ad Marginem", "Глагол", "Издательство Ивана Лимбаха", "Радуга", "Панорама" (в основном, со своей известной "Нобелевской серией"), "Высшая школа", "Большая Российская энциклопедия", "Республика", "Текст". Естественно, не обошлось без стенда "Международной книги" - пожалуй, одного из самых стабильных российских участников Франкфуртской ярмарки. Всего заявлено было 70 русских издательств, но реально отмечены следы деятельности около 40...
Если говорить о представительстве русской литературы, то из известных в России писателей во Франкфурте побывали Александра Маринина, Людмила Улицкая, Виктор Пелевин, Эдвард Радзинский. Правда, интерес к русской теме был на этот раз даже ниже обычного низкого. Так, в традиционном Интернациональном форуме (дискуссионный клуб и место выступления представителей мировых литератур) не было заявлено ни одного автора из России. Зато из политиков на ярмарке был замечен Борис Федоров.
В целом ясно, что и на этот раз Россия весьма слабо показала себя во Франкфурте. Впрочем, тому есть объяснение. Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций начало официально функционировать в конце июля, а назначения (в связи с очередной сменой правительства) были проведены в сентябре. Конечно, подготовить настоящий национальный стенд за несколько недель было невозможно.
Впрочем, на открытии Франкфуртской ярмарки побывали министр печати Михаил Лесин и его заместитель, отвечающий собственно за книгоиздательскую и полиграфическую отрасли, Владимир Григорьев. Так что руководители министерства смогли еще раз лично на месте убедиться в необходимости национального присутствия на крупнейшей ярмарке мира - на государственном уровне и с государственной поддержкой. Действительно, на фоне шикарных национальных стендов, представляющих книгоиздание Чехии или Польши, все наши не могли не ощущать хоть некоторой, но неловкости за Россию...
Как сообщил "EL-НГ" Владимир Григорьев, в следующем году национальному стенду - быть! Во всяком случае, для этого будут приложены все усилия (год, напоминаем, будет даже слишком круглый - 2000, - и уж это-то надо отметить).
Кроме того, как оказалось, замминистра совместил краткую поездку на ярмарку со встречей с ведущими зарубежными производителями полиграфического оборудования, чьи штаб-квартиры находятся неподалеку от Франкфурта. Дело в том, что давно уже назрела проблема перевооружения полиграфической отрасли. В производстве книг внутри страны используется огромное количество импортируемых материалов. Масса газет, журналов и книг (этикеток, бланков etc.) печатается за рубежом для последующей продажи в России. По некоторым оценкам, от полумиллиарда до миллиарда долларов ежегодно вывозится из России в счет оплаты услуг полиграфии западных стран.
Министерство намерено наладить систему перевооружения отрасли - привлекая ведущих производителей оборудования, используя инвесторов, фондовые средства. В этом заинтересованы отечественные производители, крупные издательства, банковские структуры. Цель - вернуть прибыльный бизнес, забранный иностранцами, назад в Россию.