Расходы на оборону изменили инфляционные механизмы. Фото РИА Новости
Российская экономика выросла за прошедший 2024 год на 3,9%. И это рекордный показатель за последние 12 лет, за исключением быстрого постпандемийного восстановления 2021 года. Доходы федерального бюджета в 2024 году выросли по отношению к прошлому году на 26%. Расходы казны в уходящем году были выше уровня 2023 года почти на 24%. За счет увеличения государственного внутреннего долга правительство смогло ограничить бюджетный дефицит уровнем в 2% ВВП в течение всех трех лет специальной военной операции (СВО).
К концу года президент РФ Владимир Путин заявил о высоком уровне военных расходов по отношению к бюджету и по отношению к ВВП страны. Указав при этом, что увеличивать оборонные расходы бесконечно уже невозможно. Ограничителями для нынешней модели роста в РФ стал целый ряд факторов: постоянная инфляция, растущий государственный долг, недофинансирование социальной сферы – от пенсий до медицины и образования. Дополняют этот список ограничителей весьма спорные монетарные методы Центробанка по борьбе с «военной инфляцией».
Для поддержки стабильности государственных финансов Минфин занял на внутреннем рынке почти 4,3 трлн руб., из которых около 1,6 трлн пошли на погашение и обслуживание прошлых займов. Больше нынешнего уровня заимствований наше правительство занимало лишь в пандемийный кризис 2020 года. Таким образом, почти 10% всех расходов бюджета в 2024 году финансировалось за счет увеличения государственного долга и за счет бюджетного дефицита.
Рекордный темп роста ВВП в 2024 году можно было бы объявить победой над западными санкциями – или хотя бы полной к ним адаптацией. Однако в действительности это, к сожалению, не так. Западные санкции создавали для российской экономики самые существенные проблемы – как в международных расчетах, так и по ограничениям на экспорт, импорт или по обмену технологиями. Устойчивых механизмов для международных расчетов в 2024 году построить так и не удалось, что стало одной из причин нестабильности российского рубля по отношению к другим валютам.
В течение года страны западного союза вводили или продлевали санкции против России почти 120 раз. То есть в среднем почти каждые три дня российская экономика сталкивалась с теми или иными новыми запретами и ограничениями. Уже 3 января Евросоюз объявил о запретительных санкциях против наших алмазодобывающих предприятий. Весь 2024 год нефтяной экспорт из России находился под давлением введенного странами «большой семерки» санкционного потолка цен в 60 долл. за баррель. В июне 2024 года США ввели санкции против Московской биржи и Национального клирингового центра, который был главным центром по учету биржевых сделок с валютой в России. В результате с 13 июня биржевые торги американским долларом и евро, а также номинированных в этих валютах инструментов в нашей стране были прекращены.
В ноябре 2024 года Вашингтон объявил блокирующие санкции против 52 российских банков РФ, в том числе и Газпромбанка, через который проводилась большая часть валютных расчетов, в частности для проведения рублевых расчетов за российский газ. И эти банковские санкции спровоцировали еще один период нестабильности валютного курса, который усилил тенденции роста цен с последующими подъемами ключевой ставки со стороны руководства ЦБ.
Отличительной особенностью 2024 года стал беспрецедентно высокий уровень недоверия и научной критики политики неадекватно высоких кредитных ставок. Никогда еще за всю историю современной России денежно-кредитная политика ЦБ не встречала такого непонимания в самых широких слоях населения – от ученых-экономистов до финансистов госбанков, от крупных бизнесменов до рядовых граждан (которые лишились возможности купить в кредит автомобиль или получить ипотечный кредит). Даже вполне лояльные депутаты открыто говорят, что ЦБ продолжал повышать свою ключевую ставку в интересах ведомственной самозащиты и самосохранения. Если бы Центробанк отказался от подъема ставки при стабильной инфляции, то его чиновникам пришлось бы отвечать за искусственное торможение экономического роста и за избыточные расходы федерального бюджета на субсидирование льготных кредитов, а также и за провал ипотеки, считают парламентарии. Причина кризиса денежной политики ЦБ в 2024 году в том, что трехкратное увеличение его ключевой ставки с августа прошлого года никак не повлияло на темпы роста цен, но вызвало при этом множество разрушительных последствий – как в части инвестиций, так и в части импортозамещения или потребления.
Вся экономическая траектория 2024 года разделилась на две очень непохожие части: высокие темпы роста в первой половине года и замедление со стагнации во второй половине года. Уже с июня 2024 года годовые темпы прироста ВВП упали ниже 3%.
В течение уходящего года в РФ сформировался кластер отраслей реального сектора со стагнирующим или снижающимся выпуском, отмечается в новом отчете ИНП РАН. В этот депрессивный кластер сегодня входят добыча полезных ископаемых, нефтепереработка, строительство, промышленность строительных материалов, металлургия и транспорт. Доля перечисленных отраслей в валовой добавленной стоимости составляет около 30%.
Падение выпуска в добыче полезных ископаемых и нефтепереработке связано с закрытием европейского рынка сбыта, падением мировых цен на уголь и ограничениями по добыче нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Замедление в строительстве связано с существенным удорожанием кредита и сокращением бюджетных расходов на развитие транспортной инфраструктуры. Прекращение роста в строительстве приводит к стагнации в производстве строительных материалов, а также может негативно отразиться на операциях с недвижимым имуществом, перечисляют причины и проблемы ученые. Они отмечают, что текущая статистика отражает постепенное распространение сигналов о замедлении экономики по системе межотраслевых связей. Например, сокращение выпуска в добыче полезных ископаемых и снижение выпуска в строительстве приводят к сокращению спроса на металлы. А высокие процентные ставки приводят к тому, что трейдеры и потребители расходуют имеющиеся запасы металлов и других материалов и сокращают текущие закупки. Другим фактором снижения выпуска в металлургии является сужение экспортных возможностей в результате ужесточения санкционного давления и конкуренции на мировом рынке с производителями из Китая, имеющими существенный профицит мощностей.
Уже со второго квартала 2024 года в РФ происходит резкое замедление роста инвестиций. Если в 2023 году в среднем инвестиции росли на 2,6% к предыдущему кварталу, то уже с весны 2024 года квартальный прирост упал до уровня в 0,5–0,8%.
Во втором полугодии 2024 года российская экономика также разделилась на две части. В одной из них сохраняется устойчивый рост производства на базе сохраняющегося спроса, который был инициирован государством. Во второй части экономики происходит очевидное снижение спроса и замедление производства. Отрасли с устойчивыми темпами роста (прежде всего производства оборонной продукции, информационные технологии и другие отрасли сферы услуг) продолжают предъявлять растущий спрос на трудовые ресурсы, о чем свидетельствует снижение безработицы до рекордных 2,3%. Напряжение на рынке труда привело к тому, что в августе–октябре рост реальных зарплат в четыре раза опережал общий экономический рост, что сохраняло в стране повышенное инфляционного давление.