Уходящий в 2022 году с поста генсека НАТО Йенс Столтенберг, возможно, последний раз встречался с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в сентябре в Нью-Йорке. Фото с сайта nato.int
Россия решилась на фактический разрыв отношений с НАТО. Ее реакция на распоряжение альянса вдвое урезать число сотрудников российского постпредства при Североатлантическом альянсе оказалась максимально жесткой.
6 октября в штаб-квартире НАТО объявили о высылке восьми россиян и упразднении еще двух позиций в постпредстве. Генсек альянса Йенс Столтенберг пояснил: «Мы отозвали аккредитации у восьми сотрудников миссии РФ при НАТО, которые были необъявленными сотрудниками российской разведки. Решение не связано с конкретными событиями, но мы видели в течение некоторого времени усиление российской вредоносной деятельности». Не прошло и двух недель, как МИД РФ объявил о закрытии с 1 ноября на неопределенный срок постпредства страны при НАТО, работающего в Брюсселе с 1998-го. «Численность нашего диппредставительства в Брюсселе уже дважды сокращалась в одностороннем порядке натовцами в 2015 и 2018 годах – после решения альянса от 1 апреля 2014-го приостановить все практическое гражданское и военное сотрудничество между РФ и НАТО.
Были также максимально ограничены допуск наших дипломатов в штаб-квартиру альянса и связи с его международным секретариатом. Заморожены контакты по военной линии», – обрисовали ситуацию в МИДе.
Но приостановкой работы своего постпредства Москва не ограничилась. Была отозвана аккредитация сотрудников Военной миссии связи Североатлантического альянса в Москве. Созданная в 2002 году миссия была призвана содействовать расширению диалога между РФ и НАТО путем обеспечения взаимодействия между Военным комитетом альянса в Брюсселе и Министерством обороны РФ. Речь в том числе шла о вопросах, относящихся к программам Совета Россия–НАТО (СРН). Хотя какое-либо сотрудничество в последние годы не наблюдалось. Кроме того, была прекращена деятельность информационного бюро НАТО в Москве, учрежденного при посольстве Королевства Бельгии.
Все это могло бы вызвать шок, если бы отношения РФ с НАТО не были фактически прерваны еще в 2014 году, когда альянс вернулся к своей изначальной миссии сдерживания России. Впрочем, несмотря на то что у Москвы и альянса больше нет взаимных дипломатических представительств, контакты не прерваны полностью. У России в Брюсселе остается посольство в Бельгии, а у всех стран НАТО есть посольства в Москве. «Если у НАТО возникнут какие-то экстренные дела, то они могут обращаться по этим вопросам к нашему послу в Бельгии. Послу, который обеспечивает двусторонние отношения», – пояснил глава МИД РФ Сергей Лавров. Сохраняется и прямая линия между начальником Генерального штаба Вооруженных сил России Валерием Герасимовым и председателем объединенного комитета начальников штабов США Марком Милли, и этот канал продемонстрировал действенность на фоне кризисов последних лет.
Москва воспринимает НАТО прежде всего как платформу для американского военного присутствия в Европе. Жесткий дипломатический ответ России на действия альянса показал: российское руководство укрепляется во мнении, что в условиях усиливающегося противостояния с США нет смысла разговаривать с подчиненными им структурами. Неудивительно, что президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости в диалоге с США добиваться «договоренностей, исключающих любые дальнейшие продвижения НАТО на восток и размещение угрожающих России систем оружия в непосредственной близости к ее территории». Из заявления президента четко следовало, что вступление Украины в НАТО – это красная линия для России. Путин подчеркнул: России нужны «именно правовые, юридические гарантии, поскольку западные коллеги не выполнили взятые на себя устные обязательства (о том, что после воссоединения Германии НАТО не будет расширяться на восток. – «НГ»)». Эта тема была одной из ключевых в ходе более чем двухчасовой беседы по видеосвязи президентов РФ и США 7 декабря.
17 декабря МИД опубликовал проекты договора между Россией и США о гарантиях безопасности, а также соглашения о мерах обеспечения безопасности РФ и государств – членов НАТО. Не получив от США однозначной реакции на предложения по гарантиям безопасности в Европе, Москва дала понять, что вечно ждать не будет. Со стороны России последуют «военно-технический и военный ответы», если НАТО откажется всерьез обсуждать проекты МИДа, заявил 20 декабря глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Константин Гаврилов. Замглавы МИДа Сергей Рябков объяснил, почему Россия призывает Запад не медлить с ответом: проблема срочная, поскольку ситуация в регионе «имеет тенденцию к дальнейшему осложнению».
Напомним, что в мае правительство РФ утвердило перечень государств, совершающих недружественные действия против России, в который вошли члены НАТО США и Чехия. Если Вашингтон неоднократно упрекал Москву во вмешательстве в президентские выборы и хакерских атаках, что послужило поводом для многочисленных антироссийских санкций, то причиной для дипломатического скандала с Прагой стали ее обвинения в адрес Москвы в причастности к взрывам на оружейных складах во Врбетице в 2014 году. Власти Чехии выслали 18 сотрудников российского посольства, в ответ МИД объявил персонами нон грата 20 чешских дипломатов. В Кремле подчеркнули, что случившееся сильно навредило отношениям двух государств, а на Смоленской площади назвали частью широкомасштабной кампании Запада.
В сложившихся условиях вопрос о будущей архитектуре безопасности на евро-атлантическом пространстве становится более актуальным, чем когда бы то ни было. Отсутствие полноценного равноправного диалога между РФ и НАТО сопряжено со слишком высокими рисками для всех сторон.
комментарии(0)