Испытание крылатой ракеты «Томагавк» наземного базирования, запрещенной по ДРСМД. Фото с сайта defense.gov
На заключительном этапе холодной войны и в первое десятилетие после нее стратегический баланс сил между Москвой и Вашингтоном, да и безопасность мира в целом обеспечивались системой двух сторонних договоров, ограничивающих стороны в создании или наращивании арсенала стратегических вооружений. Их было всего три.
Важнейшим из них, как представляется, являлся Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ДПРО) 1972 года, не позволявший двум сверхдержавам создать противоракетный зонтик, достаточный для того, чтобы безнаказанно нанести ракетно-ядерный удар по противнику: ограниченный характер национальных систем ПРО не обеспечивал ни одной из сторон надежную защиту от удара возмездия.
Следом за ДПРО по степени значимости можно поставить целый ряд договоров об ограничении стратегических (ОСВ) или стратегических наступательных (СНВ) вооружений, которые, как явствует из их названий, существенным образом ограничивали, а точнее сокращали, арсеналы стратегических ракетно-ядерных вооружений двух стран.
Саму возможность начала ядерной войны они, конечно, не исключали, но снижали общую напряженность в мире и давали надежду на то, что в будущем смертоносные арсеналы будут сокращены еще более радикально. Возможно, что даже ликвидированы совсем.
И наконец, третьим стал Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), подписанный в 1987 году и фактически ликвидировавший целые классы вооружений – баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью 500–5500 км, причем как с ядерным, так и неядерным оснащением. Более того, договор запрещал еще и разработку таких ракет в будущем.
По большому счету эти соглашения были теми тремя «китами», на которых держалось хрупкое равновесие между двумя крупнейшими ядерными державами планеты. А подписанный в 1990 году Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), ограничивший численность различных видов обычных (неядерных) вооружений на огромной территории – от Атлантики до Урала, стал своеобразной «вишенкой на торте», в роли которого можно рассматривать стратегический паритет между Востоком и Западом.
В новом веке на этих «китов» началась настоящая охота.
Сначала американские «китобои» под руководством президента США Джорджа Буша-младшего «убили» главного из них: в 2001 году Вашингтон объявил о решении выйти из ДПРО, а в июне 2002 года, по истечении положенных шести месяцев, договор утратил силу, пережив свой 30-летний юбилей менее чем на три недели.
Америка, таким образом, решительно убрала шлагбаум с дороги, ведущей к новой гонке стратегических ракетно-ядерных вооружений, чему по большому счету не могли уже помешать ни подписанный 24 мая 2002 года Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (ДСНП), ни Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III), подписанный 8 апреля 2010 года и вступивший в силу в феврале следующего года.
Следующей жертвой заокеанских «китобоев» стал ДРСМД – не склонный к сантиментам президент США Дональд Трамп, обвинив РФ в нарушении договора, заявил, что его страна приостановит выполнение своих обязательств по нему. 2 февраля 2019 года это решение вступило в силу. Впрочем, Москве все еще давали «шанс исправиться» и уничтожить те ракеты, которые, как считали в Америке, нарушали соглашение.
В ответ Россия тоже приостановила свое участие в ДРСМД и обвинила уже Соединенные Штаты в его нарушении, указав на то, что при создании Пентагоном ряда ракет-мишеней были нарушены соответствующие положения договора (ст. VI ДРСМД запрещает разработку новых типов ракет, подпадающих под его действие), а
также потребовала убрать из Европы пусковые установки комплексов ПРО Aegis Ashore, которые технически могут использоваться для пуска крылатых ракет Tomahawk, и уничтожить все ударные беспилотники, которые, согласно «букве договора», четко подпадают под термин «крылатая ракета наземного базирования».
Последнее – истинная правда: кто же мог предположить в конце 1980-х, что через 10–15 лет в войска массово начнут поступать такие образцы авиатехники, как разведывательно-ударные и ударные дроны. Участники договора вообще-то могли бы внести в его терминологическую часть соответствующие изменения, но, судя по всему, степень недоговороспособности перешла тот рубеж, который еще позволял сделать это.
С другой стороны, следует особо отметить, что стремительное развитие в мире баллистических и крылатых ракет наземного базирования, дальность пуска которых попадала в диапазон 500–5500 км, особенно в странах, входящих в список «врагов Америки», фактически не оставляло ДРСМД никаких шансов. Рано или поздно Вашингтон либо вышел бы из договора, либо же настоятельно потребовал бы придать ему более широкий статус, подключив другие страны – обладатели указанных ракет.
В итоге был реализован первый сценарий – 2 августа 2019 года исчез и второй «кит», удерживавший ракетно-ядерный баланс между Москвой и Вашингтоном. «Такой шаг может иметь самые негативные последствия, заметно ослабит региональную и глобальную безопасность. Фактически в перспективе речь может идти о деградации и даже обрушении всей архитектуры контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения», – сказал в этой связи президент РФ Владимир Путин.
Кстати, еще ранее пришла очередь ДОВСЕ. После того как страны НАТО фактически начали саботировать это соглашение, не соблюдая даже его буквы, не говоря уже о духе, президент РФ Владимир Путин вынужден был 13 июля 2007 года подписать указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров».
В третье десятилетие XXI века мы вступаем в очень непростой ситуации: единственным «китом», все еще удерживающим ракетно-ядерное равновесие по обе стороны Атлантики, сегодня является СНВ-3, действующий до 5 февраля 2021 года.
комментарии(2)
0
evgeny kulakov 10:22 30.12.2019
Наступает момент, когда медицинские методы не в состоянии оживить пациента. Возникает необходимость констатировать смерть. Во избежании бесполезных действий, которые отвлекают персонал от помощи другим пациентам. Лет 20 назад было понятно, что США избавляются от договоров, которые их ограничивают в том, что они считают своим преимуществом.
0
evgeny kulakov 10:31 30.12.2019
Россия должна признать факты: значительные преимущества стран НАТО в обычных вооружениях. В высокоточных вооружениях. В авиации. В военно-морских силах весьма ощутимое. В военно-стратегическом. Бессмысленно повторять мантру о том, что броня крепка и танки наши быстры. Единственное что уравнивает шансы,- это ядерные боеприпасы и гарантированные средства их доставки. Такова реальность.