0
27118
Газета Главные итоги года Интернет-версия

30.12.2013 00:01:00

Об основных тенденциях уходящего 2013 года. От редактора


В 2013 году Владимир Путин еще более укрепился в статусе единоличного правителя. При этом он нащупал адекватное определение своей политической ориентации – консерватор. Последние 10 лет власть настаивала на том, что она лучше оппозиции понимает природу сегодняшнего российского общества. Лет восемь-девять назад при обсуждении политических предпочтений россиян Путин сказал коротко: «Россия – левая страна». Теперь она мало того что левая, так еще и консервативная… 
 
Кажется, произошло и международное репозиционирование России в качестве консервативной державы, что будет предопределять наши предпочтения и оценки во внешней политике. Как моральное оправдание своего консервативного уклона президент выбрал мысль Николая Бердяева: «Консерватизм – это не то, что мешает движению вперед и вверх, а то, что препятствует движению назад и вниз». Критика «лихих 90-х» обрела смысловую и одновременно обвинительную метку в новейшей идеологии Владимира Путина. 
 
За неимением устойчивых институтов консерватизма в стране не случаен рост политического влияния Церкви. Кому-то наверху показалось, что именно она в состоянии обеспечить единение граждан на консервативной платформе. Все чаще из храмов  раздаются призывы к «сильными мира сего» при принятии решений руководствоваться «не мудростью, не знанием, не образованностью», а исключительно «благоугодностью Богу».  Не менее политизированной выглядит атака Церкви на креативный класс, который якобы не только сам себе присвоил такое название, но при этом и пренебрежительно относится к народу. 

Очевидно, что чем заметнее будет погружение Церкви в сугубо мирские, светские дела, тем вероятнее резкий и неполиткорректный отпор со стороны атеистов, иноверцев, вообще творческих людей. Раскол общества по линии отношения к Церкви, провоцируемый такими высказываниями, представляется ошибочной стратегией объединения консерваторов на одной платформе. Опасно предавать забвению евангельскую истину: кесарю – кесарево, Богу – Богово. 

Весь год критиковали правительство, предрекая ему отставку. Изменили Конституцию, чтобы объединить Суды. Будто бы под конкретного человека. Но тут Путин заявил, что «потенциал правительства далеко не исчерпан». Вздох облегчения гулом прокатился по столице. Уже вечером того дня, когда президент дал удовлетворительную оценку работе правительства, в лучших московских ресторанах не было свободных мест и от машин с мигалками  на приресторанных парковках было особенно тесно. А в III квартале между тем утекло из страны 28 млрд долл.
Запомнились выборы мэра Москвы с участием внезапно отпущенного на  волю в Кирове Алексея Навального. Сергей Собянин провел относительно чистую кампанию без административного давления. И выиграл. Конкретно и стратегически. Теперь у него есть свобода, легитимность и мандат на проведение масштабных преобразований столичной жизни. Навальный же продемонстрировал выдающиеся организаторские способности, собрал много денег и голосов. 

Навальный целый год запугивал бюрократию разоблачениями их тайных активов. Теперь Навального боятся многие из тех, кто по должностным обязанностям должен был давать ему идеологический бой. Но страшно. Вдруг запомнит и… разоблачит. Будет интересно следить в следующем году за ходом выборов в Мосгордуму, в том числе за состязанием  между сестрой Прохорова и «братьями» Навального.
Прошедший год положил начало двум масштабным проектам с непредсказуемыми последствиями для России. Я имею в виду «разворот к Тихому океану» в региональной стратегии и старт полномасштабной гонки вооружений. И то, и другое требует огромных государственных расходов в течение десятилетий. Дело вроде нужное. Однако есть одно «но». Где брать деньги в условиях низких, почти исчезающих, темпов экономического роста? Ведь, взяв обязательства подобного рода, их практически нельзя отменить при отсутствии денег, без риска столкнуться с массовым недовольством задетых социальных и политических слоев. 
 
Запомнилась атака на Академию наук, завершившаяся и сменой ее президента, и перехватом аппаратного контроля над имущественным комплексом. Все делалось в спешке, но непреклонно. 
 
Примерно с таким же имиджевым эффектом весь год проводили реформу пенсионной системы. Здесь непреклонность дополнилась методологической и смысловой невнятностью, переходящей в подозрительность на фоне изъятия миллиардов рублей из накопительной части без должного оформления обязательств государства перед пенсионерами.
Год завершился редкой в наших краях амнистией и помилованием Михаила Ходорковского. Видимо, классик был прав: «…И милосердие иногда стучится в их сердца…» 

Бумажные СМИ весь год испытывают трудности с финансированием. Много сокращений кадровых и денежных, закрываются издания. Ресурсы имеются только у государства. Предстоящий год будет еще тяжелее. 
 
Желаю всем здоровья! И оставайтесь с нами в новом, 2014 году. Будет интересно!   

статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
1093
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
774
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
879
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
932

Другие новости