Собственно говоря, приличных гуманитарных изданий на ярмарке было представлено раз-два и обчелся. Конечно, удручающее впечатление, которое производили стенды бывших интеллектуальных фаворитов - "Науки", "Ладомира" и "Алетейи" - отчасти смягчалось мыслью о том, что другие подвизающиеся в области гуманитарного знания издательства не приняли участия в ярмарке. Их место заняли куда более богатые и куда более активные сектантские центры. Оккультизм и эзотерика были представлены здесь во всей красе: от пестрых изданий богородичной церкви до книжки-раскладушки "Колдовство и магия" из серии "Что должна знать каждая девочка".
От полного уныния спасали два издательства - "Республика" и "Евразия". "Республика" выпустила последний, самый капитальный и самый загадочный, текст Теодора Адорно "Эстетическая теория". Кстати, этой книгой издательство заявило о создании новой серии - "Философия искусства". Что, помимо "Эстетической теории" Адорно, войдет в эту серию - пока неизвестно, но будем надеяться, что переводы других основополагающих эстетических трудов XX века, например, феноменологической эстетики Ингардена, не заставят себя долго ждать.
Безусловной сенсацией ярмарки номер один стала книга американского историка и философа, последователя Артура Лавджоя Джеффри Бартона Рассела "Дьявол. Восприятие зла с древнейших времен до раннего христианства". Издательство "Евразия" репрезентировало ее тоже как начало целой серии, в которой должны выйти еще пять исследований. На самом же деле называть ее серией не вполне корректно. Эти шесть книг представляют собой единый проект одного автора - медиевиста Джеффри Рассела, который в середине 1970-х гг. предпринял попытку написать историко-философскую антологию представлений о зле начиная с зари истории до наших, последних, времен. По сей день это не только самое авторитетное, но и самое увлекательное исследование по демонологии, которое имеется на Западе. Нельзя сказать, что с выходом в свет расселовского шеститомника авторитет "Евразии" резко поднимется - это издательство и так сделало себе имя на самурайских кодексах и классических антропологических опусах. Но имидж его слегка изменится: отныне оно должно ассоциироваться не с постсоветским увлечением боевыми искусствами, а с трезвым, по последнему академическому слову выверенным противостоянием дешевой массовой бесовщине.