Закончила работу XIV Московская Международная книжная ярмарка. На сей раз действительно международная - поскольку по меньшей мере половина 20-го павильона ВВЦ (до которого не так-то просто было и добраться, миновав многочисленные лотки и читательские толпы на улице) было заполнено иностранными участниками - от аравийских посланцев ислама с шикарными изданиями Корана в зеленеющих витринах до немецких, чешских, словенских, румынских и прочих печатников с пестрыми чудесами полиграфии на стендах.
А в павильоне 57, большом, и, условно говоря, главном, жизнь не просто кипела, она тушилась - не на пару, а на растопленном сале; людские массы осаждали стенды с любимыми авторами, тащили кошелки с книжками и глазели на VIP-гостей, периодически мелькавших в тесных проходах: на Селезнева и Зюганова, Жириновского и Степашина, Иванова-оборонного и Иванова-иностранного, Примакова, Горбачева, Лужкова, Волошина и Суркова под ручку с замминистра печати Григорьевым, на Алексея Волина, Михаила Лесина и генерала Геннадия Трошева... Только ленивый не пришел!
Открывал ярмарку Касьянов - не без приветствия от Путина, конечно. А от себя сказал: как много у нас книжек - хороших и разных. Подтверждаем, значит, статус читающей страны! Вот только детских не хватает - всего 7% от общего выпуска. Надо бы, мол, задуматься, товарищи издатели. Порадовал премьер сообщением о том, что в следующем году начнется выпуск новой, тридцатитомной, Большой Российской энциклопедии. Деньги уже в бюджет заложены - освоить надо за 10 лет.
Простым читателям в первый день пришлось туго - то там не пустят, то здесь оттеснят. В другие дни - не легче. Очереди километровые. Если в прошлом году посетителей было около 500 тысяч, то в этом даже "чисто визуально" - больше. Впервые в ярмарочной практике пришлось наблюдать перекупщиков билетов - берут с утра пораньше по 30. Отдают - по 50, а то и по 70. И дело тут не в количестве касс, а в пропускной способности павильона. Ярмарка - явный переросток, и ей надо подыскивать другую площадку. Все желающие имели возможность убедиться в этом, хоть чуть-чуть подышав павильонным воздухом...
Тем не менее стенды осаждали. "ЭКСМО", справлявшее все эти дни свое 10-летие, решило пригласить, кажется, всех авторов - от Марининой до Марины Арбатовой, от Татьяны Толстой до Дарьи Донцовой. А еще - Владимира Вишневского, Владимира Войновича, Василия Головачева... Далее - везде.
Небывалый (хотя и традиционный для издательства) размах приобрел в этот раз стенд "ОЛМЫ-Пресс", оформленный Борисом Красновым. Хотя, по утверждению издателей, он был вовсе не самым дорогим - потому что, во-первых, это подарок к 10-летию "ОЛМЫ", во-вторых, в умелых руках крашеная фанера заиграет, как никакой пластик, и, в-третьих, просто Борис загорелся идеей! И, как прокомментировал кто-то, сразу стал еще круче. Все-таки знакомства в издательском мире - вещь полезная.
Помимо этого среди крупных (по площади) стендов следует отметить стенды "Вагриуса", "Махаона", "Росмэна", "Центрполиграфа", "Эгмонт Россия", "Библио-Глобуса", "Просвещения", "Арт и Дизайн", "Инфра М", "Науки", "Дрофы" (тоже, кстати, отмечали свой 10-летний юбилей). Почти все они сделаны заказными дизайнерами, или собственным застройщиком, за исключением разве что "Центрполиграфа", воспользовавшегося стандартным оборудованием Гендирекции выставки. Так что, надо думать, удовольствие обошлось недешево. Судите сами: по официальным расценкам (их можно, кстати, найти на сайте ярмарки - http://www.bookfair.ru/), квадратный метр так называемого необорудованного пространства стоит 170 у.е. Далее, от самой дешевой услуги - стул (17 у.е.) до самой дорогой - проводка телефонной розетки (500 у.е. - а нужно это, к примеру, для того, чтобы ходить в интернет, показывать посетителям свой сайт и т.п.), надо платить за все. Так что менее чем недельная выставка влетает в копеечку. Если стенд у той же "ОЛМЫ" был 250 кв. м., у "Росмэна" - 150, а у "Просвещения" - 114, то путем простого умножения мы получим, что только площадь обошлась им соответственно в 42 500, 25 500 и 19 380 у.е. Повторяю - по официальным расценкам и без скидок. А сколько они заплатили за свои дизайнерские, умелые стенды?
Так что неудивительно, что многие наши издатели утверждают, что участвовать во Франкфуртской, самой крупной в мире книжной ярмарке, сегодня дешевле, чем в московской (там, к слову, стоимость метра для национальных экспозиций начинается примерно с 260-270 марок). Правда, Николай Овсянников опровергает: "Франкфурт по меньшей мере в два раза дороже, чем Москва". По мнению Николая Филипповича, многим из "наших" на Западе делают серьезные скидки, а то и предоставляют стенд бесплатно. Вот они и привыкли! А в Лейципгской ярмарке участвовать еще дешевле - там для нас дают бесплатные площади, чуть ли не суточные платят! Бывают серьезные скидки и на ММКЯ. "Но, - продолжает Овсянников, - когда мне начинают говорить, что в прошлом году мы платили столько, а сегодня - столько, это не значит, что участие стало дороже. Мы просто более жестко стали подходить к системе скидок. Мы установили нашу льготную скидку и скидку до 20% тем, кто оплатит участие до 1 июня. Нам же никто скидок не дает - все дорожает, а мы держим цену с 1995 года!"
Все же, почему организаторы говорят одно, участники - другое, и все равно все съезжаются в Москву?
Есть несколько причин. Одна и безусловная: ярмарка - это и праздник, и работа. В этом году, например, на ВВЦ присутствовало не менее 400 оптовиков из разных регионов страны. Хотя, с другой стороны, большинство крупных издателей не делает серьезной ставки на этот торгово-ярмарочный бизнес (поскольку все оптовики и партнеры и так известны - работа с ними идет в течение всего года). Посему, для издателя главное - себя показать и на других посмотреть. В этом смысле, по меткому замечанию одного участника, Москва - это ярмарка "понтов". Отсюда и огромные стенды, и стремление захватить побольше площади. Кроме того, и это, пожалуй, главное, ярмарка - это реклама (серьезно подкрепленная, кстати, в последнее время устроителями и Министерством печати). Нужно пригласить как можно больше авторов, которые подпишут тысячи книг, провести рекордное количество презентаций (за которыми нормальному человеку просто не поспеть и не уследить), короче, создать побольше информационных поводов (по всем указанным параметрам в этот раз всех переплюнуло "ЭКСМО"). Наконец, никто не станет спорить, что ярмарка год от года становится все лучше, совершенствуется и набирает темп. Если раньше конструкции в павильонах собирались за день (если не за ночь), то уже сегодня все пространство оплачено за неделю вперед - так что можно спокойно развернуть стенд. Не было рекламы - теперь повсюду. И даже парадное открытие прошло, и будет впредь проходить, в Большом театре.
Как ни парадоксально, благодаря всем этим успехам, нормальной конкуренции на рынке ярмарок в России вообще не осталось! Хотя не так давно еще шумели Нижегородская, Ростовская, Кисловодская, Питерские ярмарки... Была даже ярмарка в Инте, да и в Москве - две ярмарки. Оттого-то все и дорого - по нашим, конечно, российским меркам. Дорого, но ехать надо... Потому как альтернативы нет.