- Уважаемый Магомед, расскажите, пожалуйста, о своих прихожанах, например, много ли в мечети молодежи?
- Большинство людей, а следовательно и молодежь, находится в Ингушетии и Дагестане. Например, в Кенхи было 360 - 400 хозяйств. Сейчас осталось 160 - 180. Почти половина населения уехала из-за войны. Раньше только в Кенхи мечеть посещали 350 человек, теперь - 100-110 самое большое, и это из Кенхи и соседних сел. Все изменилось, жить стало трудно. Того покоя, что был раньше, сейчас нет. Теперь и дома чувствуешь опасность, и на улице в селе, и в городе. Со всех сторон стало трудно жить, и никакой социальной защиты нет.
- Как же случилось, что после распада Советского Союза многие жители Чечни стали боевиками?
- Из нашего села ни в ту войну чеченскую, ни в эту ни один человек боевиком не стал, ни один человек в руки оружие не взял и против российской власти не воевал.
- Но разве при Дудаеве или Масхадове не проводились какие-либо мобилизационные мероприятия для молодежи?
- Призывали их, они даже служили в Шалинском районе где-то 3-4 месяца в 1992-1993 гг., но как-то в отпуск приехали и больше не вернулись туда.
- А ваххабиты были здесь?
- Были, отсюда же они напали на Дагестан. Они приехали сюда где-то в июле-августе на машинах ночью со стороны Грозного и совершили заход в Цумадинский район, но это у них не получилось, и они вернулись обратно в Ботлих.
- В Кенхи были аварцы, которые поддержали ваххабитов, или же сами стали ваххабитами?
- Из нашего села не было. С одной стороны, наши проповеди помогли, а может, с другой стороны, сами люди не хотели.
- А как вы убеждали людей, на чем акцентировали внимание в ваших проповедях?
- Бороться с неверующими - это не религиозный путь, и мы убеждали молодежь, что религия и война - это разные вещи, потому что войной ничего не решается. В большинстве газет, в радиопередачах и по телевидению говорится о исламских экстремистах, ваххабитах и тому подобное. Но ислам никакого отношения к этому не имеет, потому что ни один имам мечети, ни один религиозный деятель в этой войне не участвовал. Религию взяли как будто под маскировку. А если это честный имам, если он работает по законам Корана, то он не должен призывать людей к оружию, на войну.
- А много было таких имамов в Чечне?
- Не призывающих, которые не хотят войны, по-моему, больше всего было.
- Но были и те, которые призывали к войне?
- По-моему, и такие тоже были, которые явно хотят от войны чего-то.
- Есть ли какая-нибудь разница между мусульманскими обрядами чеченцев и аварцев? На каком языке, в частности, ведутся проповеди?
- Никакой разницы нет. Проповеди ведутся на аварском языке. Люди, которые приходят из чеченских сел, тоже понимают аварский язык. Но когда я езжу по району, в других населенных пунктах кое-как объясняюсь и по-чеченски, хотя и не так хорошо владею им.
- А как вы сочетаете свою службу в Кенхи и других селах?
- В Кенхи у меня есть заместитель, когда один-два раза в месяц по очереди я выезжаю в Кири, Шарой или Химой, чтобы прочитать проповедь, совершить намаз, поговорить с людьми. Кроме того, я тоже слушаю, смотрю, как местный имам читает проповеди, как объясняет, куда он склоняется, т.е. обычная проверка имама на правильное совершение намаза и чтение Корана, правильное ведение проповеди.
- Как становятся имамами, кто их назначает?
- Те жители, которые живут в этих населенных пунктах, избирают для себя имама мечети. Потому что людей, которые знают арабский язык, совершают намаз и могут стать имамами, здесь очень много, а из них выбирают лучшего из лучших, выдвигают его, и он, как правило, соглашается.
- А бывают такие случаи, когда не соглашается?
- Тоже бывают. Например, в Кенхи есть 3-4 человека, которые лучше меня знают арабский и лучше меня могут работать, но они не хотят, потому что нет социальной защиты. Ночью может любой человек прийти и убить. Имамов и глав районов "убирают" боевики. В Чечне, например, уже убили восемь чеченских имамов.
- Когда это было?
- Во время войны и после - в 1999-2001 гг., в течение этих трех лет. Недавно атагинского имама "убрали", урус-мартановского в прошлом году, в Грозном, точно я уже не помню...
- Почему, по-вашему, все-таки их убивают?
- Не знаю.
- Функционируют ли сейчас духовные учебные заведения в Чечне?
- Нет, как началась вторая война (с 1999 г.) духовные учебные заведения закрыты.
- Где, например, жители Чечни могли изучать арабский язык?
- В 1991 г. в Грозном и Курчалое открыли исламский институт и медресе, кроме того арабский также изучали и в Дагестане. Есть и самоучки, которые сами дома занимались.
- Как живут имамы? Кто им платит зарплату?
- Никто не платит.
- Но есть хоть какие-то доходы с пожертвований прихожан?
- Доходы мизерные.
- На что вы потом расходуете эти суммы?
- На нужды мечети: покупку ковров, ремонт крыши. (В конце 1999 - начале 2000 гг. село Кенхи пережило несколько налетов авиации федеральных сил. Люди тогда укрывались в горных пещерах, но лишь некоторые постройки были разрушены обстрелами и бомбежками, в том числе и мечеть, у которой в результате возникшего пожара сгорела часть крыши над помещением для омовения ног верующими перед намазом.)
- А лично вы чем живете?
- Скотоводством, косим, сеем, работаем. У меня 8 коров, они дают молоко, сыр, творог, сметану. Сажаем и выращиваем картошку. Потом ее продаем, покупаем муку. Продаем корову - получаем деньги, и на эти деньги покупаем одежду детям и себе.
- Сколько у вас детей?
- Две девочки и два мальчика. Самой старшей 11 лет, самому младшему 5.
- У вас одна жена, а если имаму захочется иметь несколько жен, он имеет на это право?
- Имеет, но у нас так не принято, чтобы жениться на второй или на третьей.
- Жена имама чем-нибудь отличается от других женщин села, к ней предъявляются какие-то особенные требования?
- Нет, она точно так же, как и все, пасет скот, занимается хозяйством и огородом, никакой разницы нет.
- Расскажите мне, пожалуйста, об обязанностях имама.
- В обязанности имама входит совершать пятничный намаз (на него собираются много людей, и он длится около часа), а также обычные намазы: утром, вечером, в обед, перед вечером и в вечернее время. Во время похорон он должен обмыть умершего человека, отправить его на кладбище, прочитать проповедь.
- А как имам участвует в обряде бракосочетания?
- Имам в нем необязательно должен участвовать. Но обычно люди приходят к его дому или вызывают имама к себе. Обряд бракосочетания может прочитать и заместитель имама или другой человек.
- За последнее время у вас было много свадеб?
- Мало. Раньше было много бракосочетаний и было весело, радостно - до первой войны в Чечне.
- Когда построена эта мечеть?
- Мы сами не знаем. Нет такого человека, который знает, когда она была построена. Старики говорят, что около 200 лет тому назад.
- Нынешний имам обязан знать всех имамов, которые были до него?
- Не обязан, но я помню трех предыдущих имамов, которые были здесь до меня.
- Как происходит смена имамов?
- Имама избирают на год, но если имам хочет дальше продолжать службу, то его мнение тоже учитывают. Имама переизбирают, если приехал человек, который окончил медресе, а значит лучше будет читать проповеди, или в селе живет человек, который может лучше совершать намаз. Тогда прежний имам становится обычным человеком, как и все, ходит в мечеть и помогает избранному.
- Вы инспектируете четырех имамов своего района, а вас кто-нибудь контролирует?
- Да, муфтият Чеченской республики во главе с муфтием Шамаевым Ахмедом-Аджи. Но на проверку приезжают нечасто, в годы войны существуют другие проблемы. Один раз в месяц меня вызывают на заседание имамов, оно проходит в муфтияте в Гудермесе, но последний раз я там был в марте. Нет транспорта, чтобы ездить по населенным пунктам, нет мечетей, нехватка имамов: у меня всего 4 имама, а населенных пунктов 11. Но если похороны или какие-либо иные вопросы, то мне все равно приходится ехать туда, потому что там нет имамов.
- Даже если там нет мечетей?
- Обязательно должен ехать, потому что там тоже люди живут, там тоже возникают вопросы. С 1999 г. во многих населенных пунктах нет электричества, телевидение с первой войны не работает, нет радио, культурных центров досуга. Все это ложится на плечи имама.
- Кто из имамов находится в таком же тяжелом положении?
- Все имамы горных районов: Итум-Калинский, Шатойский и Шаройский. Если возникают какие-то проблемы, мы консультируемся друг у друга, обмениваемся мнениями, информацией. Еще я поддерживаю отношения с теми, кто со мной учился в Ташкентском исламском институте, мы регулярно переписываемся, если возникают трудные жизненные обстоятельства.
Кенхи-Москва