Книга журналиста Игоря Ротаря посвящена актуальной и болезненной теме исламизации и радикализации окраин бывшего СССР и мусульманских регионов России. Собственно, на данную тему не высказывается только ленивый, но данная книга замечательна тем, что ее автор на протяжении многих лет лично бывал в исламских регионах, беседовал с лидерами общин, партий и группировок, со многими из них неоднократно делал интервью.
От обычных репортерских зарисовок эта книжка отличается не характерной для журналистики задачей. В ней рассказано не столько о способности исламских народов к агрессии, сколько к самозащите собственных домов, территорий и законов. Игорь Ротарь ставит вопрос о том, что первично: агрессивность фундаментализма или его способность гасить конфликт на первичной стадии при отсутствии грубого вмешательства со стороны иноверной и секулярной власти.
В первой главе автор весьма подробно рассматривает этническое многообразие Северного Кавказа и Средней Азии. Среди причин повышенной конфликтности этих зон называются такие, как грубое этническое размежевание, наследие советской эпохи, переселение народов, неотличимость политической борьбы от борьбы этнических элит и кланов, преобладание узкорегионального сознания. Даже самые поверхностные наблюдения автора сводятся к тому, что чистота религиозного порыва в этих регионах - крайне редкое явление, вкрапленное в сложную этносоциальную мозаику. Как правило, поведение лидеров и групп отягощено племенными, родовыми, социальными и традиционно-ритуальными правилами, а не религиозным законом, как можно было бы представить по сообщениям СМИ.
Во второй главе Ротарь подробно и с большим юмором разбирается с термином "ваххабит". С большой симпатией рассказано о салафитской волне, заполняющей мечети, об устремлениях, занятиях и образе мысли новой исламской молодежи.
Вообще, в книге Игоря Ротаря приводится такое количество цитат, высказываний, мнений весьма уважаемых в исламском мире людей, что уже одно это делает ее необычайно ценной. Кроме того, автор, близко наблюдавший многие ситуации, знающий о подоплеке некоторых известных событий из первых рук, достаточно смело называет вещи своими именами. Скажем, возвращаясь к истории противостояния мятежных дагестанских сел, стертых с лица земли российской армией, он без обиняков пишет о том, что конфликт начался из-за того, что жители отказались платить дань местному криминалитету.
Намечена и не разработана лишь по недостатку места весьма любопытная линия формального сходства ислама и большевизма, предпочтение коммунизма западному либерализму.
Совершенно поражают, особенно в свете запрета на прочеченские публикации в СМИ, факты и анализ чеченской ситуации. Игорь Ротарь поистине с гражданским мужеством, необходимым русскому журналисту, пишет о несгибаемой стойкости, личном благородстве чеченских полевых командиров во время войны. Весьма объективно касается он проблемы тейпов, религиозной неоднородности регионов. Здесь же приводятся интересные высказывания и факты из биографий Басаева, Хаттаба, Дудаева, Масхадова. Картина, представленная автором, лишена налета дешевой агитки, которая неизбежно сопутствует любому отечественному газетному тексту, отцензурированному в соответствии с требованиями "момента". Чрезвычайно подробно разбирается начало последней чеченской войны, рейд в Дагестан, версии и побудительные мотивы действия сторон. Пожалуй, наибольшие сомнения вызывает объяснение поведения муфтия Ахмеда Кадырова, ставшего представителем администрации в Чечне.
Отдельная глава посвящена подробному описанию дагестанских событий. Здесь приводится даже рассказ человека, который под видом искреннего неофита пришел к карамахинцам обучаться военному ремеслу, а затем рассказал о своем опыте работникам ответственных ведомств.
Скрупулезно анализируя все повороты событий, автор приходит к бескомпромиссному выводу: все обещания федерального Центра фундаменталистам были нарушены в одностороннем порядке, села сметены с лица земли, а значит, у мусульман не остается иного выхода, кроме как отстаивания своих прав с оружием в руках.
Ситуация в Грузии, Азербайджане, Киргизии обрисована достаточно схематично. А вот таджикские события даны подробно и развернуто. Уникальные данные приведены в небольшой главке об уйгурском районе Китая, в котором автор лично побывал и разговаривал с лидерами подпольных организаций.
Глава, посвященная связи ислама и криминала, представляется самой неубедительной. Но трудно упрекнуть автора в том, что он не обладает полнотой сведений о самой недоступной для исследователя области, переполненной разными слухами. Уже сама по себе попытка поставить вопрос о связи этих взаимоисключающих явлений весьма похвальна, хотя и выглядит несколько поверхностной в устах не-горца и не-мусульманина, не имеющего на руках никаких документов, т.е. ничего, кроме досужих рассказов.
В заключение отметим, что книга написана живым языком. Автор намеренно воздерживается от сухого теоретизирования, от подведения итогов. Может быть, самым неожиданным наблюдением журналиста стали моменты, начисто отсутствующие в газетных публикациях на данную тему: искренность людей, положивших жизни на дело обретения и становления веры, их способность к быстрому реагированию на мощную атаку, предпринятую против них громадным аппаратом подавления.