Урегулирование отношений между Азербайджаном и Арменией - тема больная и сложная. В настоящий момент ситуация чрезвычайно неопределенная, нет "ни войны, ни мира", но это не может устроить политические элиты обеих стран. Международные усилия всех заинтересованных сторон пропадают втуне. Происходит это в первую очередь потому, что возвращение карабахских территорий неприемлемо для Армении, а тот азербайджанский лидер, который пойдет на юридическое закрепление существующей сейчас ситуации, утратит народное доверие.
Карабахская война воспринимается самыми широкими массами азербайджанского населения, во-первых, как война незавершенная, во-вторых, как "священная война мусульман против армянских кяфиров (неверных)". В настоящий момент неприятие сторонами друг друга столь высоко, что ни о каком примирении речи быть не может. Как любой конфликт, имеющий религиозную окраску, он практически не поддается контролю светских властей по той причине, что для рядового азербайджанца война против армян дело не столько государственное, сколько глубоко личное.
Характерно, что армяне гораздо терпимее относятся к азербайджанцам. В этом, наверное, сказывается нынешнее соотношение сил, с которым не могут смириться в Азербайджане. В действительности в карабахской войне нет победителей и проигравших, пострадали все: и армяне, ставшие жертвами политического произвола, и азербайджанцы, поддавшиеся на авантюру освобождения Нагорного Карабаха.
Примирение враждующих сторон в такой ситуации невозможно без участия духовных лидеров, которые далеко не все понимают эту вполне очевидную истину. Очень многие представители азербайджанского духовенства приложили в свое время массу усилий для придания карабахскому конфликту характера джихада. Однако есть и другие люди, которые вполне понимают свою ответственность перед народом и давно активно проводят работу по поиску мирного и окончательного разрешения конфликта. Они смогли преодолеть разделение и вступить в конструктивный диалог с армянской стороной.
Несомненно, к таким личностям относится и высший авторитет исламского духовенства Азербайджана Аллашукюр шейх-уль Ислам Паша-заде. Он четырежды (в 1993, 1994, 1995, 2000 гг.) встречался с католикосами для согласования совместных действий, в том числе выезжал на территорию противника, провел огромную работу для того, чтобы появилась просто возможность для проведения переговоров. Его роль в том, что сегодня из окопов Нагорного Карабаха не стреляют в молодых азербайджанских парней, очень значима.
Характерно, что именно старое исламское духовенство с опытом религиозной работы еще во времена СССР сейчас выступает в качестве миротворца. Примером этого может служить не только Паша-заде, но и Ахмад Кадыров. Молодые муллы, только-только получившие духовное образование за рубежом, еще не знают истинную цену человеческой жизни и зачастую являются разжигателями религиозной и национальной розни. Противостоять этим экстремистски настроенным муллам и идеям исламского фундаментализма тоже приходится в первую очередь тем лидерам, кто в полной мере осознает подлинную суть своей духовной миссии.
И армянский Католикос, и Паша-заде неоднократно предпринимали попытки вовлечь в процесс миротворчества дополнительные ресурсы. После встречи в Москве в ноябре 2000 г. они при поддержке Патриарха Алексия II обратились к Владимиру Путину, пытаясь привлечь его к более активной позиции в отношении процесса урегулирования Карабахского конфликта. Такие же обращения были направлены и к Гейдару Алиеву, и к Роберту Кочаряну. Но у светского политика в действительности намного меньше свободы для маневра, нежели у политика религиозного, сам статус которого подразумевает, что действует он бескорыстно из соображений гуманности и сострадания к своему народу. Сейчас наступает время, когда основной переговорный процесс должны взять на себя религиозные деятели, именно они являются партией мира, способной поддержать проекты мирных переговоров внутри своих стран и подготовить к принятию этого верующих. Светские власти и той и другой стороны должны всячески поддерживать совместные усилия духовенства.
Деятельность шейх-уль Ислама Паша-заде была высоко оценена не только в Азербайджане, но и в Армении. Примечательно, что, когда Паша-заде пытались выдвинуть на Нобелевскую премию мира (Паша-заде отказался от выдвижения на премию в связи с тем, что конфликт до конца не разрешен), его поддержали не только представители европейских общественных организаций, но и Армения, что гарантировало бы ему получение премии.
Хотелось, чтобы XXI век стал веком, когда духовенство, объединившись, смогло противостоять всем участникам военных конфликтов, и для этого есть все предпосылки.