Существует особый миф о веротерпимости русского человека. События последнего десятилетия, когда на территории бывшего СССР наметились конфликты, в том числе и по конфессиональным признакам, в целом не оказали на этот миф особого разрушающего действия. В крайнем случае соглашались, что простой народ недоброжелательно относится к выходцам с Кавказа или из южных регионов СНГ, но веротерпимость при этом на высоте.
Однако ситуация, сложившаяся вокруг исламского джамаата в Петрозаводске, заставляет усомниться в толерантности русского народа к иноверцам.
Мусульманская община Петрозаводска по-своему уникальна. В отличие от общин других городов она состоит не из выходцев из традиционных мест распространения ислама. Подавляющее большинство ее членов уроженцы самой Карелии, принявшие ислам, русские, финны, карелы, есть даже один вепс, представитель почти исчезнувшего этноса русского Севера.
Община возникла после того, когда в Петрозаводск приехал Олег Стародубцев (в исламе Мустафа) и начал активную проповедь ислама преимущественно среди представителей творческой интеллигенции и студенчества. Со временем группа русских мусульман слилась с небольшой общиной палестинских студентов-медиков, обучающихся в Петрозаводском медицинском институте. Имамом общины был избран студент - араб Висам Али Бардвил как носитель арабского языка и человек, лучше других знающий Коран. На этой должности его официально утвердил глава мусульман европейской части России шейх Равиль Гайнутдин.
Вопреки многим прогнозам власти Петрозаводска отнеслись к общине более чем лояльно. В 2000 г. ее зарегистрировали и выделили участок для строительства мечети, кстати говоря, в Карелии это была бы первая мечеть.
Вокруг выделенного под строительство места и разгорелись дальнейшие страсти. Жители района, где планировалось строительство мечети, стали забрасывать мэрию Петрозаводска письмами, в которых высказывали недоумение по поводу решения позволить мусульманам обосноваться в районе, где, на их взгляд, появление мечети недопустимо в связи с соседством школ и техникумов. Резон довольно странный, все-таки мечеть не бордель и не винный магазин.
Народное возмущение при ближайшем рассмотрении не оказалось таким уж стихийным. Во главе протестующих возникла фигура депутата городского собрания Дмитрия Шеремета, человека, по мнению многих, связанного с республиканским отделением РНЕ. Впрочем, контакты с баркашовцами Шеремет и сам не отрицает. Помимо уже упоминавшихся соображений о вредном влиянии мусульман на неокрепшие умы петрозаводской молодежи Шеремет в беседах с представителями прессы говорит о том, что "...место выбрано крайне неудачно - на въезде в город. В стране война, и люди - мои избиратели, нас не поймут". Заявление Дмитрия Шеремета - это довольно опасная попытка изобразить вооруженные конфликты на юге России как войну против мусульман, но еще более странным выглядит поддержка Шеремета министром внутренних дел Республики Карелия Игорем Юнашем. Министр отправил на имя главы Республики Карелия Сергея Катандова письмо, где говорит об опасности распространения ислама и идеологии, связанной с ним для правопорядка в России вообще и в Республике Карелия в частности. Письмо министра с точки зрения исламоведения довольно безграмотное, он не удосужился выяснить, что петрозаводская община принадлежит к шафиитскому масхабу, традиционной мусульманской правоведческой школе, с давних пор распространенной в России и дистанцирующейся от тех исламских течений, которые в России в последнее время стали считать экстремистскими, но в конце концов милиционер не обязан разбираться в тонкостях исламской теологии. Настораживает другое - письмо министра главе республики в одночасье стало достоянием петрозаводской прессы. Его публикуют в местных газетах, словно это открытое послание представителей широкой общественности, а это уже называется контролируемая утечка информации.
В ряды борцов с русскими мусульманами влилось и общество национальной азербайджанской культуры "Авеста" и местное культурное татарское общество "Дуслар", возглавляемое, кстати, сотрудником карельского МВД, полковником Гарифом Гиниятуллиным, т.е. подчиненным Игоря Юнаша. В обеих организациях корреспонденту Петрозаводской газеты "Столица" сказали, что считают имама Висама самозванцем и его лидерства в общине не признают. Заместитель председателя "Дуслара", Альмира Шевчук высказала сожаление, что Висаму так быстро выделили место под мечеть, в то время как "Дуслар" уже три года не может получить место для татарского кладбища.
Конечно, жаль, что 120 татар Петрозаводска, именно столько их зарегистрировано в "Дусларе", не могут получить землю для кладбища. Однако хотелось бы заметить, что деятельность обеих организаций до сих пор носила преимущественно этнофольклорный характер. Название "Авеста" вообще вызывает сомнение в связи этой организации с исламом, и одобрение выбора мусульман не входит в компетенцию культурных организаций. Народные традиции и вероисповедание все-таки не одно и то же. Тем более не уместна критика решения о выделении места для мечети. Место выделили в установленные законом сроки, ранее это место предлагалось католикам и лютеранам, но те сочли его недостаточно престижным, о чем поведал журналистам газеты "Столица" главный архитектор Петрозаводска Михаил Ганин.
К борьбе с общиной присоединились и некоторые петрозаводские газеты. Со страниц газеты "Городок" раздавались плохо завуалированные угрозы: "...размещение мечети в районе... небезопасно для самих мусульман. Нетрудно представить ситуацию, когда пьяный дембель, вернувшийся из Чечни, пойдет со своими друзьями выяснять отношения к мечети".
Противостояние мусульманской общины и "возмущенных народных масс" достигло своего апогея в конце января 2001 г., когда в помещении школы # 40 города Петрозаводска прошла совместная встреча мусульман с жителями района. Собрание проходило под выкрики из зала: "Убирайтесь в свою Чечню", "Россия только для русских" и т.п., напомню, большинство членов общины русские. Под давлением зала лидер мусульманского джамаата Висам Али Бардвил принял решение, о котором тут же сообщил всем собравшимся: "Если все здесь против, мы в этом районе мечеть строить не будем!".
Ситуация вокруг строительства мечети в Петрозаводске характерна в первую очередь тем, что выявляет механизм возникновения всевозможных ксенофобий. Чрезвычайно опасно, когда подобные процессы идут при участии радикальных националистов, наделенных пусть минимальными, но полномочиями, еще более опасно, когда такого рода деятельность проходит при поддержке или хуже того при участии силовых структур, решающих свои оперативные задачи.
Петрозаводский скандал - это живой пример манипуляции общественным мнением, когда уже сформированную кавказофобию небезуспешно пытаются перевести в конфессиональную плоскость. При всей топорности этой работы результат был достигнут. Желание противопоставить российское население уже не "бунтующим чеченцам", а мусульманам как таковым в конечном итоге способно привести к катастрофическим последствиям уже не на окраинах России, а в центральных областях, где до сего дня поводов для волнения не было.