СТРАННОЕ для русского уха слово "ваххабиты", звучащее в рифму со словом "бандиты", за последние полтора года (с начала второй чеченской войны) прочно вошло и в лексикон отечественной политической элиты, и в обывательский жаргон.
Еще в августе 1999 года ведущий программы новостей ОРТ Павел Шеремет с трудом выговаривал мудреное для него слово, произнося его как "вахабиды". В специализированных телепередачах, озвучивающих точку зрения МВД и ФСБ, мрачные люди рассуждали о "ваххабитском радикальном исламе", неся при этом невообразимую, с точки зрения мусульман, чушь. Основная часть прессы подхватила модное слово, а "Известия" даже вышли с бравурной шапкой на всю первую полосу "Ваххабиты будут биты!".
Между тем в приложении "НГ-религии" в # 15 от 11.08.99 шейх Каирского университета Аль-Азхар, один из высших авторитетов суннитского ислама, Мухаммед Саид Тантави подчеркнул, обращаясь к русским читателям, что "те, кого вы называете ваххабитами, относятся к мазхабу имама Ахмеда ибн-Ханбала, а он почитается каноническим мазхабом".
Это было не просто напоминание богослова, а прямое указание на то, что исламский мир воспринимает истерические призывы российской общественности "расправиться с ваххабитами" как войну, объявленную не какой-то одной секте, но всему исламу в целом.
Мазхабом является исламская религиозно-правовая школа (правоведение на арабском языке называется фикх). Существует четыре канонических мазхаба - шафитский, ханафитский, маликитский и ханбалитский. Все они основываются на разном толковании Корана и Сунны (сборника высказываний Пророка Мухаммеда и рассказов о его жизни) по вопросам повседневной жизни мусульманина и механизма принятия решений, определяющих нормы жизни исламской общины. Различия касаются времени молитвы, последовательности и стиля поклонов, имущественных отношений, прав и обязанностей супругов и т.д.
Все мазхабы сходятся в одном: какого бы из них человек не придерживался, он является мусульманином, если (как сказал в интервью "НГР", # 22 от 29.11.2000 г. муфтий Равиль Гайнутдин) "верует во Всевышнего Аллаха, в Его Пророка, в его ангелов, в Священное Писание, в День Страшного суда, соблюдает все требования ислама и нормы шариата".
Отличие собственно ханбалитского мазхаба, в рамках которого в конце XVIII - начале XIX века начал свою проповедь арабский богослов Мухаммед ибн Аль-Ваххаб, в его особой твердости по отношению ко всему, в чем можно заподозрить языческое влияние, именуемое в исламе ширк.
Ханбалиты (а соответственно и последователи учения Ваххаба - ваххабиты) стараются придерживаться аскетической простоты в одежде (например, мужчинам запрещено носить шелковые одежды и золотые изделия), считают молитвы по умершим языческим атавизмом (вплоть до разрушения могильных памятников и гробниц великих шейхов, вокруг которых порой образуется народное почитание), отрицают суфизм, видя в нем излишний эзотеризм, несовместимый с простотой и ясностью стихов Корана.
Ханбалитский мазхаб - самый "молодой" и самый "буквалистский" (вплоть до попыток дословного исполнения абсолютно всех коранических предписаний, что порой просто физически невозможно).
Но не надо считать классических ханбалитов и их составляющую часть - ваххабитов - своего рода фундаменталистскими монстрами, уничтожающими все, что является немусульманским. Ислам очень гибок и терпим к человеческим слабостям (кроме тех, конечно, которые считаются грехами). Многие наши сограждане, отдыхающие в Арабских Эмиратах или Кувейте с Бахрейном, и не подозревают, что делают это они в странах, где преобладает ханбалитский мазхаб и господствуют настоящие классические ваххабиты!
Толкование Ваххабом ханбалитского фикха считается официальной религиозно-правовой доктриной также и в Саудовской Аравии, в которой отношение к "религиозному экстремизму", может быть, еще более негативное, чем в России. В первую очередь из-за того, что основным источником доходов этого государства является не нефть, а десятки миллионов паломников в Мекку и Медину, приносящие ежегодный доход в миллиарды долларов. И поэтому любые конфликты на религиозной основе лежат за пределами интересов саудитов.
Конечно же, никакой агрессии в отношении России эти страны не осуществляют и осуществлять в ближайшее время не собираются.
Принятие в некоторых регионах нашей страны "антиваххабитских" постановлений (как это сделано в Дагестане) не только не решает проблему, но настраивает против нашей страны миллионы честных верующих мусульман, вовлекая Россию в конфликт с мировым исламом.
Вот как прокомментировал такие законодательные акты в уже упоминавшемся интервью "НГ-религиям" муфтий Равиль Гайнутдин: "Кому-то очень выгодно выстроить "железный занавес" между российскими мусульманами и исламским миром. Но на территории РФ ваххабизм не распространяется, и такой экспансии нет".
Опасность судебных процессов, в ходе которых будет фигурировать понятие "ваххабизм", очевидна. Подсудимые сразу же превратятся тем самым в "мусульман, преследуемых за каноническую веру немусульманами". А в этом случае Российское государство может получить уже не просто "наемников в Чечне", а полноценный джихад, участие в котором станет священной обязанностью для каждого последователя Пророка Мухаммеда.
Насколько же правомерно употребление понятия "ваххабизм" по отношению к исламским группам на территории России и не является ли он импортированной радикальной религиозной доктриной?
Выдающийся дагестанский богослов Ахмад кады Ахтаев, скончавшийся при загадочных обстоятельствах в 1998 году (поговаривали, что его отравили), пояснял мне в частной беседе, что в Дагестане и России "нет классических ваххабитов, но есть те, кого можно назвать салафитами" (от арабского "салаф ас-салих" - "праведные предки"). Их также принято называть с подачи корреспондента "НГ" Игоря Ротаря "новыми мусульманами". Таким образом, салафиты подчеркивают свою преемственность по отношению к первым мусульманским общинам, возникшим еще при жизни Пророка.
Происхождение салафитов, как ни странно, чисто "демократическое". На рубеже 80-90-х годов возрождение переживало не только православие, но и ислам. И как в Русской Православной Церкви часть верующих выступили с критикой в адрес Московской патриархии, обвинив ее в сотрудничестве с советской властью, так и в исламе молодое поколение, пришедшее к вере вследствие объявленной Горбачевым свободе, захотело очиститься от муфтиев, которых оно считало в большинстве своем связанными с КГБ.
"Очищение" происходило в разных регионах России с разной степенью активности. Наиболее драматические последствия оно имело в самых исламизированных регионах РФ: Дагестане, Чечне, Ингушетии и Карачаево-Черкесии.
В этих республиках внутриисламские противоречия обусловливались следующими факторами:
бурным темпераментом горцев;
традиционной страстью местного населения к оружию (винтовка или охотничье ружье даже в советское время были почти в каждом северокавказском доме);
резким обнищанием вследствие гайдаровских реформ большей части населения, спровоцировавшим серьезные социальные противоречия;
сепаратистскими устремлениями, которые тайно подогревались московским "демократическим" лобби, боровшимся за власть с советской номенклатурой.
Во многих аулах возникли группы верующих (можно с уверенностью утверждать, что без прямого иностранного влияния), которые начали самостоятельно изучать Коран и основы шариата, не доверяя скомпрометированным "советским" муфтиям.
Одна из важнейших особенностей ислама заключается в том, что он не дистанцируется подобно христианству от "проблем мира сего", а выступает за активное вмешательство в них. Естественный и единственный исламский механизм для этого - шариат, нормы которого базируются на толковании Корана и Сунны и в зависимости от мазхаба (религиозно-правовой школы) диктуют мусульманину стиль его жизни.
Вне следования шариату для правоверного нет надежды на милость Аллаха - и это фундаментальный принцип мусульманской религии, нравится он или нет.
Обладая таким мощным инструментом, как шариат, "новые мусульмане" принялись воплощать в жизнь свое видение ислама.
Самый серьезный конфликт на этом пути их ожидал при столкновении с суфийскими тарикатами - закрытыми сообществами, организованными по иерархическому принципу и использующими особые "мистические" практики. В случае Северного Кавказа это, как правило, полное подчинение "учеников" (мюридов) "наставникам" (шейхам и эвлиям) и совместное участие в церемониях, целью которого является достижение экстатического состояния, во время которого верующий якобы "приближается к Аллаху".
Суфийские тарикаты Кавказа - традиционная опора еще советского КГБ, позволявшая ему держать под жестким контролем включенных в них мусульман. Можно с уверенностью утверждать, что почти все известные шейхи и учителя являлись агентами сначала советских, а потом и "демократических" спецслужб. Административные органы мусульман (муфтияты) также находились под суфийским влиянием.
Желание самостоятельно изучать шариат выводило из-под их контроля целые группы верующих и приводило к созданию параллельного исламского социума, спокойно обходящегося без советских муфтиев, шейхов и поддерживавшего их КГБ.
Понятие "ваххабиты" активно использовалось еще в советское время именно для обозначения тех, кто пытался жить в этом параллельном социуме, и носило характер не религиозного, но политического обвинения.
Для того чтобы стать "ваххабитом", не надо было чистить автомат и взрывать бомбы. Достаточно было самостоятельно учить детей исламу (и учиться самому), пять раз в день молиться и обязать жену всегда ходить с покрытой головой. Доходило до того, что мусульмане, читавшие Коран в академическом переводе Крачковского, автоматически также записывались в ваххабиты.
Главная проблема салафитов заключалась в том, что, отказавшись от сотрудничества с советскими религиозными наставниками, они не могли найти других. Помощь пришла от единоверцев из-за границы, откуда в начале 90-х хлынул поток просветительской литературы на русском языке.
В этих книгах не было ничего неисламского. Точно так же, как многие православные неофиты познавали основы веры по книгам, изданным в антисоветской Заграничной Церкви или католических издательствах, мусульмане России учились по саудовским, пакистанским, иранским и т.п. брошюрам.
Русскоязычного исламского учебника по "Закону Божиему" в России так до сих пор и не издали.
Отсутствие образованных наставников, которым можно было бы доверять, привело в ряде случаев к появлению настоящих салафитских сект, в которых исполнение норм шариата доводилось до абсурда и становилось скорее похожим на уголовщину. Но не эти общины определяли общую картину.
Оправившись от первого шока, традиционная клерикальная исламская верхушка доказала правоту многих обвинений в свой адрес. Например, чтобы возвратить утраченное господство, она порой открыто прибегала к поддержке государства и спецслужб.
Особенно отличились в этом имамы, связанные с бывшим главой Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири уфимским муфтием Талгатом Таджуддином, и некоторые северокавказские муфтии.
Письма, рассылаемые ими в региональные органы ФСБ, в которых говорится о том, что такой-то мусульманин или муфтий является "ваххабитом" (то есть врагом народа), исчисляются сотнями. Дошло до того, что Талгат Таджуддин даже благонамеренного московского муфтия Равиля Гайнутдина обвинил в ваххабизме и назвал экстремистом (см. "НГ-религии", # 22 от 29.11.2000).
В ответ на это муфтий Равиль в интервью в том же номере "НГ-религий" ставит логичный вопрос: "Не наступит ли для мусульман 37-й год, когда сосед или оппонент любого человека заявит, что тот или иной верующий является ваххабитом и его нужно судить? И не найдутся ли люди, которые начнут свершать свои частные дела, направляя жалобы в государственные органы власти, определяющие, какая мечеть является ваххабистской и какую необходимо закрывать?"
Очевидно, что пока еще государство не готово членораздельно ответить на эти опасения мусульман.