В последнее время слова "ваххабизм" и "ваххабит" стали чуть ли не синонимами для слов "терроризм" и "террорист".
Ваххабитов обвиняют почти во всех российских и мировых бедах. Кое-кто даже намекает на то, что они уже развязали Третью мировую войну против всего прогрессивного человечества. Между тем поражает тот факт, что до сих пор мало кто взял на себя труд разобраться в содержании и сущности ваххабизма. Очевидно, пришла пора внести в этот вопрос хоть какую-то ясность и рассказать наконец о том, откуда что пошло.
Слово "ваххабизм" возникло от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба - видного мусульманского реформатора XVIII века. Он обратился к верующим с призывом вернуться к первоначальному исламу пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников, избавиться от суеверий и предрассудков, не имеющих ничего общего с Кораном и сбивающих с "прямого пути". Для тогдашнего аравийского общества, погрязшего в язычестве и невежестве, аль-Ваххаб стал грозным обличителем и, естественно, нажил множество врагов. Ему необходимо было найти силу, способную защитить и поддержать его во всех богоугодных, с точки зрения мусульман, начинаниях. И он обрел ее в лице эмира Мухаммеда бен Сауда, гарантировавшего ему свое покровительство, столь необходимое для возвращения людей в лоно ислама.
Новое движение не устраивало тех, кто видел в нем угрозу собственным привилегиям и интересам. Именно они и стали использовать слово "ваххабизм", чтобы опорочить сторонников реформации общественного сознания, быта и поведения. Власть имущие предпочитали "беспросветную темноту и отсталость" широких масс, понимая, что это наиболее надежное средство для господства над ними.
Тем не менее вопреки всем ухищрениям его противников движение аль-Ваххаба распространилось по всему мусульманскому миру и привело, в частности, к созданию государства Саудовская Аравия, которое сохранило характерные особенности и черты "чистого" ислама. По мнению некоторых историков, свершившийся грандиозный переход из полной невежества языческой действительности в совершенно иную реальность ислама произошел во многом благодаря самоотверженным усилиям аль-Ваххаба и его учеников.
В свете вышесказанного хочется подчеркнуть следующее.
1. Деятельность аль-Ваххаба не преследовала политических целей. Она носила исключительно миссионерский характер.
2. Аль-Ваххаб не создал ни нового вероучения, ни нового течения в исламе. Он был лишь последователем своих предшественников - ученых-богословов. Его рукописи и проповеди не содержали ничего предосудительного, что противоречило бы исламу или выходило за рамки суннизма.
3. В деятельности аль-Ваххаба не было ничего, что шло бы вразрез с авторитетным мнением четырех имамов - основателей правовых школ ислама.
Именно поэтому объективные исследователи истории ислама не видят в термине "ваххабизм" ничего дурного и заслуживающего осуждения.
Что же касается антиваххабитской истерии в России, то совершенно ясно, что у нас термин "ваххабизм" стал козырной картой, используемой в грязной политической игре. Кроме того, это слово используется весьма недалекими людьми в качестве инструмента, чтобы вызвать раскол в существующих отношениях между Россией и мусульманскими странами, в частности с государствами Персидского залива. Вряд ли в этом могут быть заинтересованы те, кто называет себя государственниками и радетелями "за русское дело".
Государственным мужам России и других стран, на мой взгляд, было бы полезно обратить внимание на следующие слова пользующегося большим авторитетом во всем мусульманском мире шейха исламского университета "Аль-Азхар" Мухаммеда Саида Тантави, сказанные им в интервью "НГ-религиям" (# 15 от 11.08.99): "Мусульмане - это одна нация, находящаяся в мире со всеми, кто несет мир, и решительно отвечающая на агрессию. Это как бы конституция (дустур) ислама". И еще: "Государство должно отказаться от принуждения в религиозных делах, ибо "всякий человек идет тем путем, который он считает нужным".
Что же касается тех, кого называют ваххабитами, то они, как сказал Тантави все в том же интервью, "относятся к мазхабу имама Ахмеда ибн-Ханбала, а он почитается каноническим мазхабом". Именно поэтому противники ваххабизма, объявившие ему войну, часто рассматриваются мусульманами как враги всего ислама.