ПОСЛЕ захвата власти большевиками начались гонения и террор в отношении всех инакомыслящих. К этой категории были отнесены и мусульмане, у которых была своя трагическая история взаимоотношений с новой властью. Мусульмане долгое время оказывали вооруженное сопротивление политике воинствующего атеизма во многих регионах бывшей Российской империи. Вначале было подавлено сопротивление в татаро-башкирских регионах, затем на Кавказе, а во время правления Сталина было окончательно решено и со Средней Азией. Вспоминается выступление Гейдара Алиева на проходившей в Баку в конце 1998 г. конференции "Ислам на Кавказе", где он подчеркивал, что в отношении борьбы с исламом применялись более изощренные технологии по сравнению с другими религиям.
После сталинских репрессий погибла основная часть образованного мусульманства. Но тем не менее в далеких кишлаках и горных аулах продолжалось в условиях глубокой конспирации под постоянной угрозой ареста обучение основам ислама и арабского языка по старым книгам дореволюционного издания.
С приходом Брежнева наметилось некоторое ослабление контроля властей по отношению к религии. В связи с этим в конце 60-х - начале 70-х годов произошел рост подпольных школ по изучению исламских наук. Только по Таджикистану в конце 60-х насчитывалось около тысячи учащихся. Такую картину трудно было представить в хрущевский период, не говоря уже о сталинском. Литература для обучения обычно тайно перепечатывалась в государственных типографиях или в учреждениях, имевших множительную технику. Попавшихся издателей и распространителей этой литературы привлекали к уголовной ответственности.
Изначально процесс обучения возникал хаотично. В различных мусульманских регионах страны инициаторами его были люди, получившие исламское образование еще с дореволюционного времени, а также их немногочисленные ученики. По мере роста учебных точек происходили процессы кооперации и взаимообмена методик преподавания. Это, в свою очередь, положило начало формированию неформальных мусульманских структур, которые из региональных перерастали в межрегиональные. Такая картина наблюдалась по всем мусульманским регионам бывшего СССР, при этом в каждом регионе она имела свою специфику, зависящую от объективных и субъективных факторов. В республиках Средней Азии в конце 70-х годов обучение уже, можно сказать, имело массовый характер, на Кавказе несколько меньше и было сконцентрировано преимущественно в Дагестане. Что же касается центральной части России, то здесь уже в начале 80-х была образована неформальная просветительская организация "Саф Ислам" со своими представительствами в различных регионах.
В середине 80-х уже была налажена взаимосвязь между перечисленными выше регионами бывшего СССР. Осуществлялись взаимные визиты, знакомство и обмен опытом. Проводились совместные мероприятия: например, во время каникул и отпусков мусульмане из разных регионов ездили на учебу в Среднюю Азию. Последнее происходило ввиду того, что среднеазиатские структуры были более организованы.
Во второй половине 80-х Михаил Горбачев начал проводить либеральную политику, названную перестройкой. Это, безусловно, повлияло на изменения по всей стране, в том числе у мусульман. В массовом порядке возникли различные общественные и политические организации. Впервые после семидесятилетнего перерыва они имели некоммунистическую направленность. Мусульмане и неформальные организации решили выйти из подполья на общественно-политическую арену.
После многочисленных встреч лидеров и представителей различных мусульманских групп было решено создать свою партию, которая могла бы лоббировать интересы 70-миллионной мусульманской уммы в бывшем СССР, представляя их интересы в парламенте, министерствах и ведомствах страны. В мае в г. Кизилюрте состоялось совещание, на котором присутствовали представители различных республик и областей. На нем было принято решение провести в Астрахани 9 июня 1990 г. учредительный съезд партии, которую решили назвать Исламской партией возрождения (ИПВ). Там же были определены члены оргкомитета по проведению съезда.
Оргкомитет направил заявку в администрацию Астрахани на разрешение провести съезд в назначенный день. Через неделю пришел ответ, где среди дежурных отписок указывалось на то, что в связи с наплывом беженцев из Армении город не в состоянии принять участников съезда. Несмотря на отказ местных властей приглашения уже были разосланы, и практически невозможно было дать задний ход, так как были приглашены люди из самых различных отдаленных населенных пунктов страны. Поэтому было принято решение съезд тем не менее провести.
В Астрахань прибыло до 300 делегатов из республик и областей Средней Азии, Кавказа и средней полосы России. Съезд начался в намеченный срок в зале одного из клубов города. Через два часа после начала съезда в зал вошел зам. начальника ГУВД Советского района города, который объявил о том, что данное собрание не санкционировано, и потребовал всем покинуть помещение, в противном случае он пригрозил применить силу для "наведения порядка". Делегаты не стали обострять ситуацию и вместо намеченных двух дней работы съезда сократили их до четырех часов. В спешном порядке провели все необходимые процедуры съезда, в результате был избран руководящий орган Маджлис Шура (Совет), председателем которого стал выходец из Дагестана Ахмад-кады Ахтаев. Его заместителем был избран Саид-Ибрагим Гадоев из Кулябской области Таджикистана.
На съезде определили концепцию к программе партии, а также приняли ряд важных организационных вопросов, среди которых было решено провести региональные конференции партии и создать координационный орган (исполком) в Москве.
Несмотря на запрет властей Таджикистана на проведение региональной учредительной конференции ИПВ она все же состоялась 6 октября 1990 г. в кишлаке Чортут Ленинского района. На конференции присутствовали 500 делегатов и гостей.
В Узбекистане весной 1991 г. во время проведения региональной учредительной конференции, в которой участвовало около 400 делегатов и гостей, в зал, где она проводилась, ворвались омоновцы. Всех участников препроводили в различные районные РУВД г. Ташкента. Через несколько часов почти всех освободили, но некоторые участники съезда были оштрафованы.
В других регионах страны межрегиональные конференции были немногочисленны, возможно, поэтому не были замечены властями, хотя в России дух демократии имел большую силу, чем в республиках Средней Азии.
Советский Союз, как известно, прекратил свое существование в декабре 1991 г., однако симптомы грядущего распада уже были очевидны для многих. Стали распадаться не только государственные общесоюзные структуры, но и общественные, в том числе это сказалось и на всесоюзной структуре ИПВ. Дисбаланс, порождаемый распадом СССР, умножил внутренние проблемы в Таджикистане, что побудило руководство республиканского филиала ИПВ создать самостоятельную партию ИПВТ, которая 26 октября 1991 г. с участием 657 делегатов и 310 гостей (включая зарубежных) провела свой первый съезд. В Узбекистане в то время усиливались репрессии против всей оппозиции. Получив независимость, Каримов начал устанавливать авторитарный режим в республике. Руководитель региональной структуры ИПВ Абдулла Утаев и его соратники были арестованы, местонахождение их до сих пор неизвестно. Лишившись поддержки своих среднеазиатских братьев, а также по ряду других объективных и субъективных причин, ИПВ распалась на различные религиозные, общественные и просветительские организации.
ИПВ не имела радикальной направленности, как ее пытаются представить некоторые журналисты и исламофобы в своих статьях. Руководители, возглавившие партию, никогда ни имели ничего общего с какими-либо радикальными действиями, и всю свою сознательную жизнь они занимались только изучением исламских наук и обучали основам ислама других. Совет ИПВ выступал за интеграцию ислама с окружающим обществом, отстаивая при этом попранные права мусульман и возрождение погребенных в эпоху воинствующего атеизма ценностей миролюбивого учения Всевышнего.