В первый день хиджры 6 апреля 1421 года в помещении Московского художественного академического театра был дан старт мероприятиям, посвященным 1400-летию начала распространению ислама на территории нынешней России по мусульманскому летоисчислению.
Однако эта дата до сих пор вызывает многочисленные споры, и среди мусульман нет единства по данному вопросу.
Совет муфтиев России во главе с муфтием Центральноевропейского региона Равилем Гайнутдином настаивают на том, что такая датировка совершенно правомерна, и приводят в подтверждение своей точки зрения труды известного и авторитетного не только в мусульманском, но и в европейском научном мире арабского историка и богослова Ат-Табари "Тарих ар-русул ва ал-мулук" ("История пророков и царей"). В своем интервью "Мусульманской газете" он подчеркнул: "По мнению ученых-востоковедов прошлого и настоящего, этот труд занимает особое место по важности содержащихся в нем сведений о военно-политических событиях на Восточном Кавказе, представляет собой "драгоценное пособие при изучении закавказских стран и народов┘ как, например... Дербента".
Ссылка на перевод Ат-Табари с точным указанием даты завоевания Дербента - 21-22 гг. хиджры, 642-643 г. по григорианскому календарю - содержится в книге известного исследователя истории этого города Алексея Кудрявцева "Древний Дербент" (Москва, "Наука", 1982, с.130).
Муфтий не связывает дату полного утверждения ислама на земле Дагестана с 642-643 годами. Он подчеркивает, что процесс принятия ислама народами России длился до конца XV века. Прибытие арабов в Дербент есть точка отсчета начала этого процесса. Муфтий не видит ничего необычного в том, что начало распространения ислама связано с арабскими завоеваниями. "Так было не только с исламом, - заметил Равиль Гайнутдин. - И начало распространения христианства во многих странах связано с теми или иными войнами. В данном случае значение имеет сам факт начала распространения религии и его последствия. А распространение ислама на территории России имело великое историческое значение для принявших его народов".
Вопрос о праздновании 1400-летия распространения ислама поднимался еще десять лет назад, во времена Советского Союза.
Группа депутатов Верховного Совета СССР, в которую входили Патриарх Московский и всея Руси Пимен, писатели Чингиз Айтматов, Виталий Коротич, Василь Быков, председатель Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, председатель Духовного управления мусульман шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде и другие не менее известные люди, ставила перед президентом СССР Горбачевым вопрос о том, что эту дату надо отметить.
Напомним, что годом раньше прошли на государственном уровне празднования, посвященные 1000-летию крещения Руси. Тогда ученые подсчитали, что дата 1400-летия начала распространения ислама приходится на 2000-2001 годы. Муфтий заметил, что у мусульманского духовенства нет и не было намерений противопоставлять эту дату 2000-летию Рождества Христова: "Основные события, связанные с юбилеем, мы планируем провести не в 2000-м, а в начале 2001 года. По нашему мнению, одновременное празднование торжественных дат двух наиболее распространенных в России религий, традиционными последователями которых является почти 99% населения страны, будет только служить укреплению дружбы и единства христиан и мусульман. Празднование даты, связанной с исламом, кроме того даст возможность российскому государству продемонстрировать свое доброжелательное отношение к своим более чем 20 миллионам граждан, большинство которых к тому же являются представителями коренных народов страны. Думается, это весьма актуально в связи с событиями в Дагестане и Чечне".
Касаясь общегосударственного значения юбилея, муфтий Равиль Гвайнутдин сказал: "Подготовка и проведение юбилея ислама должны способствовать более глубокому пониманию мусульманами, всем обществом гуманистической сути ислама, тому, что мусульманские организации станут играть более заметную роль в утверждении в обществе веротерпимости, идей мира и согласия между последователями разных религий".
Противоположного мнения придерживаются представители Центрального духовного управления мусульман, возглавляемого верховным муфтием Талгатом Таджутдином. К сожалению, получить какие-либо официальные документы, обозначающие позицию ЦДУМ, не удалось. По признанию работников московского представительства ЦДУМ, таких документов у них нет. Однако из устных заявлений Талгата Таджутдина и муфтия Пензенской области Мухаммедгали Хузина, подчиняющегося ЦДУМ, явствует, что Талгат Таджутдин выступает против празднования этой даты.
Четкая и ясная аргументация на этот счет отсутствует, однако из объяснений представителей ЦДУМ явствует, что, по их мнению, это помешает межконфессиональному диалогу и приведет к конфликту между христианами и мусульманами.
Видимо, межрелигиозный диалог Талгату Таджутдину становится ясным после прочтения некоторых документов, исходящих от подчиненных ему структур. Так, например, в послании по случаю праздника Пасхи муфтия Пензенской области Мухаммедгали Хузина архиепископу Пермскому и Соликамскому Афанасию есть следующие строки: "Мы видим, что нас многое объединяет. Мы верим в Единого Творца - Господа миров, верим в Его Ангелов, верим в Его Книги и Писания, верим в Его Посланников и Пророков, верим в Судный день, верим в предопределение судьбы и воскрешение после смерти. Вместе с вами, православными братьями, мы ждем второго пришествия Иисуса Христа. Тогда нет причин ссориться и проливать кровь. Так будем же любить и уважать каждого гражданина Земли, каждого человека - творения Создателя! И Всевышний Творец в Священном Коране говорит: "О, люди! Подлинно создали Мы вас от мужчины и женщины (Адама и Евы) и сделали народами и племенами дабы вы познавали друг друга. Истинно наидостойнейший из вас наиблагочестивейший. Подлинно, Аллах Знающий, Сведущий!" (49, 13). И мы желаем Вам милости и благости Всевышнего, искреннего и бескорыстного служения Творцу во благо наших народов, во спасение нашей единой Отчизны".
Притом, "что нас многое объединяет", все-таки не следует забывать, что христианство и ислам разные религии и не следует игнорировать собственно события, касающиеся ислама как такового. Призывы мусульманского иерарха отметить 2000-летие Рождества Христова может быть и лестно слушать представителям другой конфессии. Однако у мусульман есть и свои даты, также достойные того, чтобы их отмечали.
Причина возникших разногласий кроется вовсе не в большой симпатии Талгата Таджутдина к христианской религии, а в том, какое соперничество развернулось среди представителей ислама в России за право называться главой исламской российской уммы. В этой ситуации, следуя логике подковерной борьбы, следует вставлять палки в колеса всем инициативам, исходящим от оппонента. Сам ислам как таковой здесь особой роли не играет. Это лишь некий антураж.
Талгат Таджутдин предлагает "альтернативный" праздник: ежегодное празднование очередной годовщины принятия ислама Волжской Болгарией. Однако не следует путать одно с другим. 1400-летие ислама по лунному календарю и принятие ислама Волжской Богарией суть разные даты и одна не перечеркивает другую. Ничто не мешает отметить и то и другое событие. Однако корень всех противоречий отнюдь не в датах, а в политических играх. Однако за подобными играми интересы верующих как-то забываются. В этом смысле наиболее сбалансированный подход здесь имеется у Духовного управления мусульман Татарстана.
В заявлении ДУМ Татарстана "О 1400-летии начала распространения ислама в России", в частности, говорится: "┘.Во времена Омеядских халифов ислам приняли народы Закавказья и Средней Азии, а затем он начал распространяться и далее на просторы современной России. В конце VII - начале VIII веков христианской эры происходили периодические войны между войсками Халифата и Хазарским каганатом. Мусульманские воины, преследуя хазарского кагана (царя), доходили до территории Среднего Поволжья. Кроме того, согласно преданиям татарского народа, о которых упоминает Фахретдин, в городе Булгары имеются могилы двух сахабов (мусульман, живших при пророке Мухаммеде).
В 922 году ислам был официально принят в Волжской Булгарии в качестве государственной религии, о чем упоминает Ибн Фадлан, секретарь посольства Багдадского халифа Аль-Муктадира. Так завершился исторический процесс принятия ислама на территории нашей страны". Итак, проблема состоит не в том, какая дата главнее, а в том, кто главнее. Однако не следует забывать никому, что для Аллаха самый лучший - самый богобоязненный.