Несмотря на то что под давлением турецких военных бывший премьер-министр Турции Эрбакан и ряд его ближайших сторонников в прошлом году были вынуждены уйти с политической сцены, исламские традиционалисты в Турции продолжают оставаться одной из ведущих политических сил страны.
13-15 мая в Анкаре состоялся съезд Партии добродетели ("Фазилет"), созданной турецкими традиционалистами взамен Партии благоденствия ("Рефах"). Съезд прошел в атмосфере огромного эмоционального подъема, который в Европе можно наблюдать разве что во время футбольных матчей или рок-концертов. Несколько тысяч человек собрались в помещении крытого спорткомплекса, размахивали флажками с партийной эмблемой, скандировали лозунги, пели партийные гимны. Появление лидеров партии вызвало получасовые овации. В это время на огромном экране крупным планом высвечивались лица руководителей "Фазилет", появление каждого из них сопровождалось особой музыкой. Восторженную реакцию участников съезда вызвало короткое приветствие Ниджмеддина Эрбакана, премьер-министра Турции в 1996-1998 годах. Сегодня ему запрещено заниматься политической деятельностью и появляться на каких-либо политических мероприятиях.
Главную интригу съезда составлял вопрос об избрании руководителя партии, который, по сути, является лидером всех политических сил, оппозиционных правящему прозападному режиму. На пост главы партии "Фазилет" претендовали ее действовавший председатель Реджаи Кутан и более молодой политик Абудулла Гюль, бывший министром в правительстве Эрбакана.
Гюль во многом может быть назван лидером поколения 30-40-летних политиков, настроенных на проведение активной, наступательной политической тактики, в то время как Кутан считается выразителем интересов старшего поколения членов партии, занимающим более умеренные прагматичные позиции. По итогам голосования победил Реджаи Кутан, за которого отдано 633 голоса. Абдулла Гюль получил 521 голос.
По оценкам ряда политологов-экспертов, "Фазилет" вполне может быть поставлена в один ряд с европейскими консервативными партиями, опиравшимися на традиционные религиозные ценности, например с германской ХДС-ХСС. Главной политической целью "Фазилет" является построение в Турции современного демократического государства, опирающегося в своей деятельности на нравственные идеалы и духовные традиции ислама, который исповедуют более 98% населения Турции.
Со времен создания нынешнего турецкого государства большую роль в политической жизни этой страны играли вооруженные силы. Изначально это было связано с тем, что именно новая турецкая армия, созданная Кемалем Ататюрком, стояла в авангарде национально-освободительной борьбы 1919-1922 годов, когда страна была оккупирована иностранными интервентами. Однако с течением времени в Турции начали развиваться демократические институты, активно шел демократический процесс, в котором некоторые военные лидеры видели угрозу своей монополии на власть. Несколько раз военные свергали законные гражданские правительства, казнили премьер-министра (Аднана Мендереса), распускали парламент. Последний военный лидер Турции, генерал Эврэн, ушел в отставку лишь в конце 80-х годов, что выглядит явным анахронизмом для европейской страны. Сегодня ведущая роль армии закреплена в турецкой Конституции, где она рассматривается как гарант светских основ государства. Однако понимание смысла светского принципа характера государства в Турции, к сожалению, почти не изменилось с 20-х годов прошлого века. Те запреты и ограничения, которые были введены почти восемьдесят лет назад сторонниками Ататюрка, видевшего в традиционном мировоззрении опасность для европеизации и модернизации страны, остаются актуальными и по сей день для турецкого общества. К примеру, мужчинам (кроме духовенства) запрещено носить бороду, женщины обязаны при входе в государственные учреждения появляться с непокрытой головой. Для традиционной мусульманской страны эти запреты носят откровенно вызывающий и абсурдный характер и явно не соответствуют современному пониманию свободы совести и религии, прав человека.
Сегодня партия "Фазилет" устойчиво собирает до четверти голосов всех избирателей. Этого, конечно, не вполне достаточно для единоличной власти; однако у "Фазилет", как в прошлом и у "Рефаха", очень высокий коалиционный потенциал, и в нынешней Турции достаточно политиков, которые стремятся к сотрудничеству с этой партией. Исключение составляют лишь те, кто слишком тесно направлен на сотрудничество с военными, поскольку вооруженным силам крайне необходим "образ врага" для решения задачи сохранения своих политических привилегий.
Что же касается традиционалистов из "Фазилет", то они видят основную задачу турецкой политики не в навязывании той или иной части населения страны правил поведения и одежды, а в решении реальных экономических проблем, в борьбе с безработицей, в усилении социальной защищенности граждан. Сегодня представители этой партии руководят муниципалитетами крупнейших турецких городов, напрямую занимаясь экономической проблематикой турецких мегаполисов.
В отличие от партий нынешней правящей коалиции, среди которых выделяется одиозная и ультранационалистическая Партия национального действия, "Фазилет" стремится решать курдскую проблему, используя политические и экономические, а не военные средства, рассчитывая консолидировать различные этнические группы не на базе пантюркизма, а на основе принципов исламской солидарности. Особое значение имеет и отношение "Фазилет" к России, с которой традиционалисты хотели бы иметь хорошие, партнерские отношения, развивать взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
Лишним подтверждением этому послужил необыкновенно теплый прием, оказанный на съезде "Фазилета" делегации из России, представленной депутатами Госдумы от фракции "Единства" Абдул-Вахедом Ниязовым и Курбаном-Али Амировым, представляющим общероссийское политическое общественной движение "Рефах". Эта организация, выступившая в октябре 1999 года одним из учредителей блока "Медведь", пользуется сегодня поддержкой 12 депутатов Госдумы и пользуется большим авторитетом среди российских мусульман, выражая их интересы.
Российские парламентарии встретились с мэрами крупнейших турецких городов - Стамбула, Анкары, Коньи, Трабзона, возглавляемые представителями партии "Фазилет", лидерами фракции "Фазилет" в турецком парламенте. Состоялась также и встреча российских депутатов с бывшим премьер-министром Турции Эрбаканом, считающимся в мусульманском мире своего рода патриархом большой политики.
Присутствие российских депутатов на съезде партии "Фазилет" вызвало большой резонанс в турецких СМИ. Особого внимания заслуживает тот факт, что издания, близкие к "Фазилет", благожелательно комментировали высказывания российских гостей о том, что конфликт в Чечне, хотя и является тяжелой проблемой, не носит характер противостояния между христианами и мусульманами, а президент России Владимир Путин уважительно относится к мусульманам. Со своей стороны, турецкие традиционалисты не пытались спекулировать на трагических событиях в Чечне, рассматривая Россию как влиятельный фактор многополярного мира, создание которого является одним из важных внешнеполитических приоритетов исламских традиционалистов.