0
1442
Газета Ислам Интернет-версия

26.04.2000 00:00:00

Возможность последнего обряда

Дмитрий Денисенко

Об авторе: Дмитрий Михайлович Денисенко - член Союза журналистов России.


В ВОРОНЕЖСКОЙ области представители общин народов, исповедующих ислам (а это, к примеру, только постоянно проживающих азербайджанцев более 18 тысяч человек, а еще татары, выходцы из среднеазиатских стран, иностранные студенты и т.д.), в течение нескольких лет ставят вопрос перед властями города и области о санкционировании предоставления земельного участка под строительство мечети и мусульманского кладбища. С появлением в Воронеже общественной организации Ассамблея народов Воронежской области эти обращения обрели четкую правовую форму в содержании. К сожалению, это совпало с очередным трагическим развитием чеченских событий. Мотивация последнего ответа городских властей Воронежа, по сути, укладывается в фразу: "Подождем, пока все утрясется с ваххабитами". К сожалению, деятельность воинственной секты увязывается с исламом в целом, и на этом основании мусульманский мир Воронежа пока вынужден подождать с возможностью удовлетворения своих духовных потребностей.

Корни такого непонимания, по-видимому, следует искать в том, что продолжительное время советскому народу внушали, что религия является для него "опиумом". Политика государственного атеизма привела к тому, что значительная часть жителей Воронежа представляет ислам консервативной идеологией, обращенной в прошлое, оправдывающей нетерпимость к последователям других религий, экстремизм и терроризм. Более того, даже многие из тех, кто признает равные права и значимость религий, сводят ислам к нескольким обрядам, далеко не в полной мере осознавая его духовную силу.

Но давайте попробуем отбросить навязанные стереотипы. Заглянув еще раз в Основной закон - Конституцию России, где статьей 28 каждому гражданину гарантируется свобода совести и вероисповедания, мы решили пригласить к разговору представителей общин народов, традиционно исповедующих ислам и проживающих в Воронеже.

В дискуссии принимают участие члены Совета Ассамблеи народов Воронежской области - Афладин Махмудов, азербайджанец, редактор газеты "Мусават (Равенство) в России", руководитель татарской общины Лилия Шакирова и Максат Реджепов, туркмен, возглавляющий общину народов Средней Азии.

Афладин Махмудов: Ни одна из распространенных в мире религий не исповедует зло и насилие. И я уверен, что если человек, будь то мусульманин или христианин, хотя бы раз в месяц придет в храм своей религии - это повлияет на него благотворно. Положительно уже то, что он задумается о духовном, о сущности жизни, о своих поступках, осмыслит будущее.

Городские власти, отодвигая строительство мечети, наверное, полагают, что делают это во имя мира и согласия, но в действительности загоняют проблему в подполье, пытаются ее приглушить.

Лилия Шакирова: В основной своей массе мусульмане, проживающие в Воронеже, - это люди, приехавшие из разных регионов бывшего Советского Союза: бежавшие из горячих точек или вынужденные переселенцы. И просто невероятно, чтобы те, кто испытал на себе ужасы войны или притеснения по национальному признаку, затеяли бы какую-то пропаганду насилия.

Максат Реджепов: Вопрос о строительстве мечети и выделении земли под кладбище никак не связан с политикой. Мы просто хотим удовлетворять свои духовные потребности, а война в Чечне не имеет ничего общего с исламом. Это подтверждается уже тем, что сами мусульмане бегут из района боевых действий и едут в том числе и в Воронеж.

Лилия Шакирова: В исламе, как и в любой другой религии, существуют свои традиции. Воронеж стал для нас малой Родиной. Рождаются дети. Ребенку надо давать имя: у нас есть такой обряд, как "имянаречение" (у христиан крещение). Сегодня мы не можем его делать по религиозным канонам, потому как многие даже не знают, как это делать правильно... Или свадьба. У христиан она сопровождается венчанием в церкви, у мусульман есть тоже свой обряд - "никах". Но мы его лишены. Хочется, чтобы и наши дети могли совершать этот обряд.

И наконец, самое печальное - когда человек умирает. Он просто обязан быть похоронен по канонам той веры, к которой принадлежит. Здесь тоже существует свой обряд. Мусульман, как известно, не хоронят в гробах, на могилах не ставят крестов. Среди татар, к примеру, большинство из проживающих в Воронеже - выходцы из Подмосковья и Пензенской области. И в случае смерти кого-либо они везут родного человека хоронить туда, так как в этих областях есть мусульманские кладбища, хотя, повторю, сами живут здесь. Кто не имеет такой возможности, совершает последний обряд здесь, и тогда мусульманская могила возникает посреди христианского кладбища.

Я и мои дети живем здесь. Я хочу, чтобы мои предки покоились рядом и чтобы их могилы не становились недоразумением на общем фоне. Россияне должны понять, что это не требование какой-то отдельной группы людей, а насущная потребность в свете укрепления мира и согласия в обществе.

Максат Реджепов: Даже те, кто при жизни не отличался религиозностью, в последний час приходят к божественному, к глубокому духовному очищению. Родственники просто обязаны похоронить умершего по законам своей веры.

Лилия Шакирова: "За всю более чем 400-летнюю историю Воронежа никогда здесь не было мечети" - так нам отвечают. Но давайте жить в настоящим, а не оглядываться на 100, 200 лет назад. Сегодня в области постоянно проживают татары, азербайджанцы, узбеки, туркмены, турки-месхетинцы, а еще - студенты из арабских стран... Мир изменился, и нам хочется так же, как и другим жителям Воронежа, вести полноценную духовную жизнь.

Афладин Махмудов: Важный момент - нам необходимо лишь разрешение на строительство и выделение земельного участка, а денег мы не просим - все средства найдем сами.

Максат Реджепов: Надо, чтобы жители Воронежа поняли, что мусульмане - это не враги. Все, чего хотят исповедующие ислам, - это возможность удовлетворять земные духовные потребности. Понятно, что россиян сегодня запугали ваххабитами. Но ваххабизм - это внутренняя проблема исламизма, так же как, например, и воинственные сектанты в христианстве. Это не повод для отвержения ислама вообще. Для мира и согласия на нашей земле важно сближение и взаимоуважение. Сегодня, в нестабильное время, эти задачи особенно актуальны.

Воронеж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1878
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3892
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2926
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2394

Другие новости