ПРОЦЕСС легитимизации религии и как следствие религиозного сознания в российском обществе имеет сравнительно небольшую историю. Его отправными точками, если говорить о наиболее влиятельных и массовых религиозных учениях - православии и исламе, являются празднование 1000-летия Крещения Руси (1988 г.) и 1100-летие принятия ислама предками нынешних казанских татар - волжскими булгарами (1989 г.). Анализ религиозной ситуации в России последних лет дает определенное основание говорить, что положительные тенденции в жизни мусульманского сообщества страны все же доминируют. И это происходит, несмотря на случаи несанкционированного отказа местных органов власти в строительстве мечетей (например, в Ногинске Московской области, Мурманске или Вологде), а также на некоторые настораживающие факты радикализма на религиозной (или псевдорелигиозной) почве и борьбы с ними правоохранительных органов, иногда выходящей за рамки законности (захват соборной мечети в Астрахани 15 октября 1999 г. местным ОМОНом, несанкционированная проверка документов членов мусульманской общины города Нальчика, имевшая место в конце октября 1998 г.).
За прошедшие годы религиозная жизнь российских мусульман приобрела необходимую для естественного развития степень свободы и возможность впервые в истории России непосредственно влиять на формирование государственно-церковных отношений. Входят в нормальную практику прямые контакты глав региональных и краевых духовных управлений мусульман с представителями исполнительной власти на местах, налажены регулярные консультации и встречи председателя Совета муфтиев России шейха Равиля Гайнутдина с членами кабинета министров РФ и влиятельными политическими деятелями общероссийского масштаба: Владимиром Путиным, Рамазаном Абдулатиповым, Геннадием Зюгановым, Валерием Коковым, Юрием Лужковым, Минтимером Шаймиевым, Борисом Громовым и др.
Мусульманское духовенство активно сотрудничает в Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации и Комиссии правительства РФ по вопросам религиозных объединений. Нам представляется, что участие членов Совета муфтиев России в названных государственных структурах - это одна из уже привившихся форм доведения до сведения властей официальной позиции российского мусульманства по любым вопросам внутренней и внешней политики государства, а также возможность принимать участие в подготовке соответствующих предложений и рекомендаций для правительства и президента (например, празднование 2000-летия со дня рождения Исы (Иисуса) и начала третьего тысячелетия, а также 1400-летия с начала распространения ислама на территории России, которое празднуется в этом же году).
В этой связи важно подчеркнуть, что в деятельности Совета муфтиев России последнее время заметную роль играет мусульманское духовенство Северного Кавказа. В ходе международной исламской конференции "Ислам - религия мира" (Нальчик, 3-5 ноября 1999 г.), в которой приняли участие президент Республики Кабардино-Балкария Валерий Коков, высшее мусульманское духовенство Адыгеи, Башкортостана, Грузии, Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Татарстана, подчеркнута необходимость сплочения мусульманских управленческих структур вокруг Совета муфтиев России. Муфтий Ингушетии Магомед-хаджи Албогачиев, являющийся одновременно председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа, подтвердил, что возглавляемый им центр является коллективным членом Совета муфтиев России.
Необходимо отметить, что в рамках демократических преобразований в России мусульмане стали подлинными хозяевами возвращенных и отреставрированных государством мечетей. При заботе государства и материальной поддержке наших единоверцев построены тысячи и тысячи новых мусульманских храмов не только на Северном Кавказе, в Башкортостане, Татарстане, на территории которых мусульмане проживают уже много столетий, но и в Красноярске, Салехарде, Вологде, Норильске, Петропавловске-Камчатском, где мусульманских культовых сооружений никогда не было.
Сегодня перед российскими мусульманами уже не стоит проблема обретения религиозной свободы: она завоевана и является нашим правом, гарантированным Конституцией РФ. Остается актуальным вопрос о том, как правильно распорядиться плодами этой свободы, научиться жить в условиях посттоталитарных общественно-политических реалий и, что немаловажно, создать адекватные новой ситуации механизмы регулирования как внутри религиозных вопросов, так и актуальных проблем межконфессионального общения, межрелигиозного диалога. Решение такой сложной задачи по плечу только консолидированным усилиям самого мусульманского духовенства и мусульманской общественности при поддержке специалистов-религиоведов и экспертов в области государственно-церковных отношений.
Особо следует остановиться на Федеральном законе РФ "О свободе совести и о религиозных объединениях", который, несмотря на его либеральный характер в целом, нередко служит объектом нападок и критики со стороны отдельных международных и российских правозащитных организаций. В разработке этого закона принимали участие и мусульманские религиозные организации. В окончательной редакции закона их предложения были учтены, хотя и не полностью. У нас есть ясное и четкое понимание того, что это компромиссный юридический документ, отражающий специфику современной российской действительности, сложный характер переходного периода, в котором находится сегодня наше общество. Одновременно в его принятии и в его действии выражена согласованная воля всех традиционных религиозных организаций России.
Со вступлением в силу с октября 1997 г. федерального закона естественным образом встал вопрос регистрации и перерегистрации исламских управленческих структур - Духовных управлений мусульман (ДУМ). За время действия старого Закона "О свободе вероисповеданий" (октябрь 1990 г.) были зарегистрированы только на основании заявлений и без надлежащей юридической экспертизы десятки новых ДУМ. Сняв разом все ограничения в духовной жизни, закон 1990 г. спровоцировал появление в рамках административно-территориальных образований РФ (края, республики, области и другие) нескольких параллельных ДУМ: три в Башкортостане, два в Оренбургской и Ульяновской областях и так далее, что фактически уже привело к разобщенности мусульманского духовенства, известным общественности конфликтным ситуациям, а главное, стало серьезным препятствием для интеграционных процессов внутри мусульманского сообщества России.
Введение новых правил государственной регистрации религиозных объединений может существенно помочь в "инвентаризации" и упорядочении деятельности Духовных управлений мусульман вокруг одного объединяющего центра, каким по сути с 1996 г. является Совет муфтиев России. Уже прошло перерегистрацию Духовное управление мусульман европейской части России (до декабря 1998 г. - Духовное управление мусульман Центрально-европейского региона России). В Министерстве юстиции РФ в 1998 г. в соответствии с новым законом зарегистрировано Духовное управление мусульман азиатской части России и готовится к перерегистрации Центральное духовное управление мусульман России в Уфе - правопреемник существовавшего ранее Духовного управления мусульман европейской части России и Сибири (ДУМЕС). Представляется, что этот процесс, не ущемляя религиозных чувств верующих, их законных прав на свободу совести, должен далее развиваться в направлении взаимодействия Совета муфтиев России с государственными учреждениями, отвечающими за проведение единой согласованной политики в области государственно-церковных отношений.
Нормализация внутри религиозной жизни российского мусульманства может быть осуществлена только при заинтересованном отношении государства. Только ориентация органов исполнительной власти на реальные религиозные организации и их духовных лидеров, чей авторитет не вызывает сомнения и подкреплен конкретными делами, может существенно улучшить положение в этой области. Совершенно недопустима ситуация, при которой чиновничьи группировки, например, из бывшего Союзного совета по делам религии, руководствуясь корыстными целями или желанием создать для себя поле деятельности, сеют раздор между мусульманами, манипулируя прирученными "верховными" или "великими" муфтиями.
Ислам как религия общенационального масштаба обязан стать объектом государственной заботы, государственного протекционизма, ибо без решения насущных задач, стоящих перед мусульманским сообществом России, его организационного единства, реальной, а не декларативной поддержки мусульманского духовенства со стороны государства, внимания местных органов власти к мусульманским приходам страна рискует еще более запутать клубок противоречий между различными ДУМ и таким образом создать долговременный дестабилизирующий фактор во внутренней жизни общества и государства.
Я уверен, что настало время для того, чтобы федеральный Центр - правительство РФ и президентские структуры - проявил политическую волю и поддержал идею сплочения краевых и республиканских ДУМ вокруг одного консолидирующего и координирующего центра. Примером того, как власть должна решать подобные вопросы в духовной сфере, является Республика Татарстан, где политическое руководство взяло на себя смелость разрубить гордиев узел внутрирелигиозных проблем и юридически узаконило создание единого ДУМ. Государство в законодательном порядке может и обязано создать единый и приемлемый для большинства ДУМ высший центральный орган мусульманского духовенства, прообразом которого является Совет муфтиев России.
Игнорирование поставленного круга вопросов чревато тем, что завтра государственная власть может столкнуться с совершенно иной ситуацией, когда религиозную жизнь в мусульманской умме России будут определять люди, ориентированные на радикализм и конфронтационные обществу модели развития.