0
933
Газета Ислам Интернет-версия

22.03.2000 00:00:00

"Свет призывает к очищению, страданию и самодисциплине"


РОССИЙСКОМУ политологу Шамилю Султанову принадлежит известное высказывание о том, что в XX веке, по сути, состоялись только три подлинные революции. Речь идет об Октябрьской революции 1917 года в России, о китайской революции под руководством Мао и об исламской революции в Иране, возглавленной аятоллой Хомейни.

Значение произошедшего в последней четверти нашего столетия на древней земле персов еще предстоит осмыслить в будущем. Мы же пока находимся на исторической дистанции, благоприятной для самых первых критических опытов. Именно поэтому международный конгресс "Имам Хомейни и духовное возрождение", проходивший 9-10 марта в Центральном Доме журналиста в Москве, имел своей целью не детальный анализ биографии и наследия "рахбара" - лидера исламской революции, а скорее "умное созерцание" феномена Хомейни, определение общечеловеческих параметров его деятельности и наиболее актуальных ныне уроков "иранского чуда".

Отметим сразу две характерные черты этого масштабного интеллектуального форума. Прежде всего - свобода и раскрепощенность творческого диалога (некоторые российские востоковеды едва ли не впервые получили возможность изложить свою точку зрения на иранские события). Затем - проявившаяся во многих выступлениях попытка историософского охвата, восхождение от оценок Хомейни как политика к осмыслению тех вечных духовных ценностей, на которые он вновь обратил внимание своим страстным вызовом современному миру.

Высокий уровень мероприятия - заслуга его организаторов, среди которых Российское общество по культурным связям с Ираном, Культурное представительство при посольстве Исламской Республики Иран в Москве, Институт востоковедения РАН, Союз писателей России. Значительный личный вклад в проведение конгресса внесли российские ученые Владимир Иванов и Виталий Шеремет, а также атташе по культуре Ирана Мехди Санаи.

Безусловным достижением конгресса (а для многих его участников - настоящим открытием) стало прозвучавшее в стенах Дома журналиста живое и чистое свидетельство иранцев о своем имаме. Личность великого аятоллы как основателя современного иранского государства была поставлена в центр краткой приветственной речи г-на Мехди Сафари, посла Ирана в Москве. О своем отце рассказывала, кстати, в довольно академичной и светской форме дочь имама г-жа Зохра Мостафави, председатель Организации иранских женщин, доктор философии. Господин Мехди Санаи посвятил свое выступление соотношению идей традиции и прогресса в наследии Хомейни, он особо подчеркнул присутствие в опыте иранской революции самообновляющегося духа реформ. В ярких образах, традиционных для персидской религиозной поэзии, описывал вклад имама Хомейни в сокровищницу мистики ходжат-оль-ислам (шиитское духовное лицо), прибывший из Тегерана. Таким образом, иранцы обозначили главные вехи, по которым развивается сегодня изучение наследия Хомейни.

Специфику той любви и почитания, которыми окружено на родине имя лидера революции, гости конгресса смогли ощутить на небольшой выставке, привезенной персидской стороной. Здесь были представлены печатные произведения имама, его портреты и даже личные вещи... Носителям русской культуры чем-то непривычным мог показаться демонстрируемый на видеомагнитофоне фильм, записанный в больнице в последние месяцы, недели, может быть, даже дни жизни имама. Все-таки у нас смерть, так же как смертельная болезнь, обычно окружена покровом тайны, умолчания.

Между тем для иранцев с шиитской традицией мученичества и особой "культурой страдания" нет ничего необычного в том, чтобы на пленке остались последние моменты жизни дорогого всей нации человека. Персы не стремятся уйти от трагичности бытия; им важно продлить общение с имамом, ведь его смерть - это его последний завет... Понимание постепенно приходит, когда смотришь на точные, как всегда аристократичные, движения Хомейни: до самого последнего момента, уже на смертном одре он продолжал исполнять свой молитвенный религиозный долг.

Выступления российских участников конгресса, а также гостей из СНГ (Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Казахстана, Азербайджана, Белоруссии) были посвящены конкретным аспектам деятельности Хомейни, а также реальному иранскому опыту "третьего пути" (по формуле имама: "ни Запад, ни Восток, но ислам"). Вот только некоторые из рассматривавшихся тем: истоки взглядов имама, укорененность их в истории и культуре Ирана (доклады Бектасовой, Фирузы Абдуллаевой, Маркова); учение Хомейни в контексте исламского возрождения (сообщения С.Алиева, Шерзад Абдуллоева, Гафара Мирзоева); морально-этические идеалы, внесенные аятоллой Хомейни в политику (об этом говорили Татьяна Глебова, Ирина Павлова, Аршавир Габучян, Владимир Тарасевич); Хомейни как поэт и философ; имам Хомейни и женщина; исламская революция и проблема языка; письменное наследие Хомейни и его перевод на русский язык... К актуальной и болезненной для нашего общества теме обратился академик Шеремет в своем докладе "О социокультурных константах в общественном сознании России и Ирана (Учение имама Хомейни и некоторые морально-этические проблемы российской молодежи 1970-1990-х годов)".

Пожалуй, главным успехом конгресса стало обращение к общечеловеческому, гуманитарному аспекту возглавленной Хомейни революции. Австрийский профессор Ленсер писал, что "Хомейни открыл новую главу в приближении человека к Богу". В области человеческого самосознания опыт исламской революции указывает на возможность возвращения высшего смысла жизни и смерти. На языке культурологии это можно было бы охарактеризовать как "возрождение абсолютной ценностной вертикали".

Конгресс еще раз напомнил, что и в эпоху всерастворяющего постмодерна религиозные ценности продолжают нести в себе могучий потенциал энергии. Свидетельством этого стала жизнь аятоллы Хомейни, который всегда настаивал на политической роли религии и всегда оставался мистиком, адептом гностического суфизма-"эрфана".

Думается, что для всех нас важны сегодня слова имама, сказанные в одной из его самых политически заостренных речей: "Знание, которое приносит озарение, свет, которым одаряет Всеблагой и Всемогущий Бог, дается не всякому... Если кто не обратится к Богу Всемогущему и не отдастся Ему всем сердцем, Господь не озарит этим светом его сердце. Есть много людей, которые разбираются в тонкостях религиозных наук лучше других, и все же Бог Всемогущий не озарил светом их сердец. Свет призывает к очищению, страданию и самодисциплине".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1696
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1057
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
767
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1046

Другие новости