0
1340
Газета Ислам Интернет-версия

23.02.2000 00:00:00

Какие мусульмане нужны России?

Тэги: мусульманство, Рефах, политика


Возрождение российского ислама зачастую имеет зримое выражение
Фото Саяра Абрахманова
МУСУЛЬМАНСКОЕ движение России обретает респектабельность. Оно стало легитимным, признанным властью и обществом участником политического процесса. Возникает два вопроса. Один - почему это произошло? Второй - почему этой произошло сейчас?

Ответить на оба вопроса несложно. Особенно на первый: раньше или позже такое движение должно было состояться. У почти двадцатимиллионной мусульманской общины России накопилось немало проблем, решать которые целесообразнее именно посредством своего движения или партии. Мусульмане имеют право быть представленными на политическом ландшафте России как религиозная общность. Хотя согласен, что такое мнение дискуссионно и может вызвать встречные реплики.

Ответ на следующий вопрос будет более пространным.

Во-первых, именно сейчас мусульмане как политическая сила понадобились власти. Их наиболее влиятельная организация - Общероссийское политическое общественное движение "Рефах" создавалось под новую партию власти "Единство". Которая, в свою очередь, сама "создавалась под Путина", и.о., обещающего в марте стать полноценным президентом.

Во-вторых, власти нужны именно организованные мусульмане, способные влиять на мусульманские общества России. И мусульманские политики, духовные авторитеты достигли искомого согласия, к которому они шли десяток лет. (Еще совсем недавно некоторые из них открыто симпатизировали лужковско-примаковско-шаймиевскому ОВР.)

В-третьих, сегодня мусульманским лидерам важно дистанцироваться от утвердившегося в российском обществе благодаря кавказской войне имиджа ислама как агрессивной, враждебной России силы.

Эти три обстоятельства определили момент формирования влиятельной мусульманской политической организации, причем власть приложила к этому не только духовные и политические, но и чисто материальные усилия. Они и обусловили взаимную тягу мусульманских политиков и властей.

Итак, сегодня мусульманская политика воплотилась в "Рефахе". Замечу, что такой выбор названия можно объяснить или чрезвычайной самоуверенностью его основателей или просчетом: у специалистов и искушенных политиков слово "Рефах" вызывает ассоциации с одноименной турецкой Партией благоденствия, тоже "Рефахом", известной своей фундаменталистской идеологией. Ее пришедший к власти в 1995 г. на короткий период лидер Неджмеддин Эрбакан с симпатией относился к чеченским сепаратистам.

На состоявшемся 12 февраля расширенном заседании совета "Рефах" его председатель Абдул-Вахед Ниязов среди достижений нового политического объединения отметил успех на выборах: "Рефах" получил в Думе пять мест и к тому же сплотил вокруг себя в общей сложности 12 депутатов-мусульман (во всяком случае, его руководство хочет в это верить). Отметил Ниязов и достигнутое (наконец-то) единение мусульманских политиков и духовных лиц, прежде всего представленных Советом муфтиев России во главе с имамом Московской соборной мечети Равилем Гайнутдином, ставшим председателем Совета духовных наставников "Рефаха".

Окрыленный Ниязов даже предположил, что на будущих выборах "Рефах" может выступить самостоятельно и даже преодолеть 5-процентный рубеж...

Конечно, лидер "Рефаха" торопится. Ни к чему патронируемой Кремлем организации намекать на свою гипотетическую самостоятельность. К следующим выборам много воды утечет. С точки зрения тактики такое высказывание не самый сильный ход. Но вот в стратегическом плане некоторую автономность мусульманской политической организации нельзя игнорировать.

Вспоминается, что еще в 1990 г. о "мусульманской фракции" застенчиво размышлял пресс-секретарь Исламской партии возрождения Вали-Ахмед Садур. Тогда над ним посмеялись. Над Ниязовым не смеются.

Ниязов торопится. Он всегда торопился. Но тем не менее поспел к своему депутатству. Два года назад в своей книге я назвал его "самым энергичным мусульманином" и тогда же упомянул о его возможности стать депутатом. Не исключаю, что это не последняя ступень в его послужном списке.

За проход в парламент "Рефаху" придется платить безусловной поддержкой Путина на президентских выборах и после них. "Рефах" готов расплатиться. Среди большинства мусульманских политиков сегодня доминируют конформистские настроения. Кстати, то же можно сказать и о мусульманском духовенстве. Даже склонный к компромиссам, муфтий Азиатской части России Нафигулла Аширов полагает к тому же, что мусульмане могут добиться большего, прежде всего взаимодействуя с властью. Тем более что хорошо известно, сколько шишек набили в былые времена прежние исламские организации. Аширов признает, что их деятельность "привела к дискредитации политического ислама". Теперь, по его словам, "люди верят, что "Рефах" способен выполнить их желания".

Пока трудно сказать, насколько мусульмане верят "Рефаху". Зато в свою звезду верят его создатели. Косвенным свидетельством того становится, например, отсутствие на его мероприятиях зарубежных мусульманских спонсоров, дескать, обойдемся и своими силами, в том числе финансовыми.

Своеобразный фундамент радужных надежд - сотрудничество с "Рефахом" встроенных во власть (законодательную и исполнительную) выходцев из мусульманской среды: депутатов, чиновников, в том числе высокого ранга. Зародившиеся еще в начале 90-х гг. (и казавшиеся тогда химерами) мечты о том, что мусульмане должны занять подобающее место в российской политической элите и влиять на формирование политики, становятся явью.

Кстати, по сравнению с предыдущими кампаниями на декабрьских выборах 1999 г. "исламский фактор" выглядел достаточно рельефно. Не говоря уж о "Рефахе", менее удачливом "Меджлисе", вспомним, что в провинции одну из главных опор казавшегося могущественным ОВР составили мусульманские регионы и мусульманские политики, поддержанные местным духовенством. Кстати, мусульманство республик Поволжья своего суждения о "Рефахе" пока не высказало.

Создание "Рефаха" свидетельствует о развитии процесса взаимодиффузии, в известном смысле о воссоединении двух слоев мусульманских политиков - "выросших снизу" (например, сам Ниязов) и "пришедших сверху" (Абдулатипов). Несмотря на длительный период отторжения, даже скрытой или явной неприязни, обе эти группы нуждаются друг в друге, и непростое взаимодействие между ними, скорее всего, будет крепнуть.

Частным свидетельством тому может стать сотрудничество с "Рефахом" возглавляемой Абдулатиповым Ассамблеи народов России.

Последнее служит иллюстрацией и еще одного важного аспекта грядущей деятельности "Рефаха", который, если судить по декларациям его лидеров, "представляет мусульманские и другие коренные (малочисленные) народы России". Отсюда - новый поворот: мусульмане готовы защищать интересы всех национальных меньшинств. Кто-то ведь должен этим заниматься. Ведь по словам выступившего 12 февраля депутата, бывшего вице-премьера Дагестана Гаджи Махачева, "у нас есть министр по национальной политике, но нет такой политики". Осудив идею создания в Думе мусульманской фракции ("не надо делить депутатов на христиан и мусульман"), Махачев предлагает создать в ней "группу малочисленных народов".

Руководство "Рефаха" не критикует власть, солидаризируясь с ней даже в таком непростом для мусульман вопросе, как война в Чечне. Проще всего объяснить это его зависимостью от кремлевской администрации. Однако есть и еще одно обстоятельство, которое не позволяет мусульманской элите осуждать Кремль и апеллировать к исламской солидарности. Чеченские сепаратисты дискредитируют ислам в глазах российского общества, в том числе среди умеренно настроенной части мусульманской общины. Фундаментализм и ваххабизм, которые на уровне массового сознания все больше ассоциируются с исламом вообще, способствуют его негативному восприятию обществом. И в этих условиях сочувствие чеченцам конформистски настроенная мусульманская элита может проявлять скорее как к жертвам чеченского же сепаратизма и экстремизма, а не как пострадавшим от действий Центра.

Феномен "Рефаха" может быть интерпретирован как своего рода огосударствление ислама. Его члены и сторонники вполне могут быть зачислены в стан российских государственников. Не исключено, что такая позиция вызовет размежевание внутри российской мусульманской общины. А отсюда недалеко до попыток создать исламскую оппозицию, которая может принять скорее радикальную форму, не исключено, с элементами фундаменталистской идеологии. (Впрочем, есть основание думать, что еще не угас окончательно "исламский либерализм".)

Ислам соединяется с политикой. И отрицать это не имеет смысла. Но соединяется он в более или менее христианской, православной стране. И когда мусульманские политики и муфтии обещают заботиться о мусульманах, что может помешать заботиться о своей пастве политикам, ассоциирующим себя с православием, а самому православию претендовать на особую роль в государстве и обществе?

...Всякое новое явление народу политического ислама оказывается все более внушительным. В начале 90-х - "клуб любителей исламской политики" ИПВ; в середине десятилетия - романтичные, малоопытные, вкусившие от "ЯБЛОКА" движение "Нур" и радикальный Союз мусульман России; и в самом конце десятилетия - конформистский, прагматичный "Рефах". Интересно, что именно "Рефах" первый всерьез озаботился информационной поддержкой, установив сотрудничество с автором популярной программы "1000 и один день ислама" продюсером Александром Ячменевым, который намеревается открыть сразу на двух каналах новые передачи об исламе. А потребность в этом явно существует.

Похоже, мусульмане проходят в Думу всерьез и надолго.

Но не будем забегать вперед. Значение исламского фактора в политической жизни России зависит от многих обстоятельств. И в первую очередь от того, как в целом будет поступать российский политический истеблишмент и его верхушка, сделавшая сегодня ставку на Путина. Если предположить, что новый президент останется у власти "раз и навсегда" и система станет более авторитарной, если не сказать больше, то "зазор" для активности политического ислама окажется более чем незначительным. И тогда "Рефах", "сделав свое дело", растворится в новой жесткой политической системе. Но если допустить сохранение и даже развитие плюрализма, то мусульманские политические организации получат шанс закрепиться в своей нише и даже расширить ее.

Только тогда и станет ясно, является ли исламский фактор в политической жизни России конъюнктурой или долговременной реальностью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
709
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
459
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
293
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
419

Другие новости