0
1433
Газета Ислам Интернет-версия

26.01.2000 00:00:00

Война, мир и борьба с терроризмом

Сергей Мельков

Об авторе: Мельков Сергей Анатольевич - подполковник, кандидат философских наук.


НОРМАЛЬНЫЙ российский обыватель (в хорошем смысле) воспринимает ислам только как религию. И в этой ситуации, видимо, правомерно упомянуть о таких проблемах, как ислам и война. Я предлагаю рассматривать их как самостоятельные социально-политические явления или феномены.

В связи с этим хочется подчеркнуть, что:

- все военные конфликты на постсоветском пространстве имеют исламскую составляющую, хотя мера исламского в них разная;

- основная линия соприкосновения исламской цивилизации с другими цивилизациями проходит через постсоветское пространство;

- часто исламскую окраску имеют такие антисоциальные явления, как терроризм, экстремизм, радикализм, сепаратизм;

- начиная с 1979 года и до настоящего времени Россия испытывает военную силу исламских (и исламоориентированных) политических и государственных субъектов;

- нельзя отрицать желание западных государств, и в первую очередь США, направить на нашу страну "исламскую волну";

- РФ имеет сильную внутреннюю исламскую составляющую.


РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА

Война продолжает оставаться в поле зрения многих ученых, центров, различных наук.

Как отмечает известный ученый Серебрянников, "войны становятся по существу массированным, организованным государственным террором. Выработанные международным сообществом правила попираются практически всеми. Захват заложников - одно из самых тяжких военных преступлений - стал правилом для противоборствующих сторон. Во время войны все виды терроризма переплетаются".

В конце ХХ века усиливается тенденция распространения вооруженного терроризма как способа борьбы слабых, угнетения побежденных в ответ на насилие и несправедливость сильных. Так, по данным Стокгольмского международного института проблем мира (СИПРИ), в 90% военных конфликтов спор можно было решить мирными средствами.

Таким образом, настоящая война остается организованными вооруженными действиями одних политических субъектов против других для достижения определенных политических целей. Соотношение военных и невоенных средств в политическом противоборстве является определяющим: если военные средства служат для достижения политических целей, а все другие невоенные средства работают на обеспечение наиболее эффективных военных, то это война. В ХХI веке могут исчезнуть классические войны между государствами и появляются войны государств (коалиций) с различными вооруженными формированиями интернационального масштаба, в том числе способных приобрести ядерное оружие, что неизбежно приведет к применению против них классических средств и методов поражения, которыми обладают вооруженные силы большинства наиболее развитых государств.

В этом ключе террористы, пришедшие из Чечни на территорию Дагестана, сами проявили агрессивность. А агрессия, согласно международным нормам, включает вооруженное вторжение или нападение на другие государства, обстрел его территории или военных объектов из любых видов оружия, предоставление своей территории для совершения актов агрессии; засылка вооруженных банд, регулярных сил или наемников с целью диверсий и дестабилизации обстановки.


ИСЛАМО- И КАВКАЗОФОБИЯ

Как отмечает политолог Алексей Малашенко, основными причинами кавказофобии являются не только экономические, но даже и поведенческие (громкий говор, бурная жестикуляция, акцент и т.п.). Он же считает, что религиозная фобия получает поддержку со стороны государства. Исламофобия тесно связана с кавказофобией (хотя далеко не все выходцы с Кавказа мусульмане). Ислам также входит в число "раздражителей" массового сознания жителей России. Так, по данным социологического опроса, исламский фундаментализм занял среди "недругов России" второе место с 10%, уступив первенство США (41%) и опередив Израиль (3%). Причем степень отождествления ислама с исламским фундаментализмом, как отмечает Малашенко, велика, поскольку для обывателя второй является наиболее типической чертой первого.

Тем не менее ислам - религия меньшинства, т.е. фактор национальной самоидентификации мусульман, средство их самосохранения как меньшинства.

Известно, что далеко не всегда применение военной силы в межнациональных конфликтах приводит к ожидаемому результату, о чем свидетельствует табл. 1.

По-видимому, при соответствующей идеологической обработке может усиливаться жестокость, с которой отдельные представители исламских этносов участвуют в боевых действиях. В то же время исламская солидарность может выступить той объединяющей разные народы идеей, которая может противостоять воинствующему национализму.


ИСТОЧНИКИ ТЕРРОРИЗМА

Применение военной силы может быть вызвано необходимостью выполнения ст. 208 "Организация незаконного вооруженного формирования (НВФ) или участие в нем" Уголовного кодекса РФ. Существование независимых вооруженных структур нетерпимо в любом государстве, особенно опасно их использование в сепаратистских, экстремистских целях. Разрастание НВФ выливается в широкомасштабное вооруженное насилие, становится источником терроризма. А запаздывание с принятием правовых мер против НВФ обусловливает необходимость военного подавления этих структур.

Источником терроризма является наличие большого количества людей, в первую очередь в регионах с избыточной рабочей силой, которые вынуждены зарабатывать на жизнь участием в боевых действиях и террористических актах. Это касается не только и не столько мусульман, но и представителей других конфессий, однако понятие "моджахед" стало поистине нарицательным. Считается, что оно появилось во время ведения боевых действий в Республике Афганистан, однако это не так. В мусульманских странах титулом муджахид (араб. - борец за веру, за святые идеалы, дословно участник джихада) награждаются при жизни или посмертно люди, принимающие активное участие в общественно-политических движениях или внесшие большой вклад в развитие исламского государства. В Афганистане моджахедами называли себя отряды контрреволюционных сил. Мне кажется, что называть современных террористов моджахедами - это только героизировать преступников, насильников и убийц.

Еще в конце 80-х годов отмечалось, что приток рабочей силы из союзных республик Средней Азии и автономных республик Северного Кавказа в восточные районы страны незначителен. Этому в известной степени мешали консервативные привычки, семейно-бытовые традиции, препятствующие молодежи из этих республик в освоении новых территорий в Сибири, на Дальнем Востоке, Севере. Прогнозировалось, что основную часть рабочей силы, новых "кадров" в России будут составлять молодые мусульмане, имеющие лишь зачатки образования.

Процессы, происходившие в СССР и Советской Армии, продолжаются и в современной России. Иностранные аналитики подсчитали, что к 2000 году более трети советских призывников составили бы выходцы из Средней Азии и Закавказья. Исповедующие ислам и в основном имеющие проблемы с русским языком узбеки, таджики, татары, башкиры, туркмены и десятки других этнических групп составят около 50 млн. человек.


ВОРУЖЕННЫЕ СИЛЫ И ИСЛАМ

Нигде владение языком и коммуникативные навыки не имеют столь важного значения, как в вооруженных силах, особенно в период ускоренного развития техники и сложных систем оружия. Предсказывалось, что советские вооруженные силы будут пополняться все большим количеством призывников из числа мусульманских этносов именно в то время, когда "нетехнических" видов работ становится все меньше и меньше, а количество русских призывников будет неуклонно сокращаться. Считалось, что для вооруженных сил рост мусульманского населения может оказаться губительным. Все большее количество мусульман будет втискиваться в чуждую их культуре систему, где доминирующая роль принадлежит русским. Франсуа Шлоссер заметил, что при современных темпах развития вариант "homo soveticus" будет потоплен в мусульманской цивилизации. Аналогии с современной Россией здесь тоже уместны.

Нерешенные проблемы национального представительства в силовых структурах вынуждают национальные элиты стремиться к "выращиванию" армейских военных кадров собственной национальности и способствовать их продвижению по службе. Нет сомнения в том, что большинство национальных кадров на офицерских должностях добросовестно служили и служат России, "фактор Дудаева" (небезынтересен тот факт, что Дудаев и Масхадов были кадровыми, и неплохими, офицерами) должен быть внимательно изучен и учтен, особенно в период политической нестабильности.

По мнению ряда аналитиков (например, Игоря Ротаря), в Чечне и Таджикистане произошли первые религиозные войны на постсоветском пространстве. Если во всем винить ваххабизм, то очевидно, что он не мог пустить корни на пустом месте, ему нужна определенная почва. И она есть: насаждение на Северном Кавказе демократических институтов западного образца вызывает их отторжение, этот регион вряд ли удастся приспособить к западной модели развития.

Утверждение, что ислам изначально агрессивен, неверно. Воинственность ислама порождена более общей проблемой, с которой сталкивается не только мусульманский, но и весь третий мир. Неверно также мнение, что ислам распространялся повсюду с помощью меча и джихада. Важно то, что в настоящее время нет такой мусульманской армии, которая могла бы осуществить джихад. Последний раз призыв к джихаду прозвучал всерьез в 1914 году, когда турецкий султан призвал своих единомышленников вступить в войну на стороне союзника Турции - Германии. С тех пор раздавалось еще несколько призывов к джихаду, особенно против Израиля, однако ни один из них не имел успеха.

В этом ключе массу вопросов вызывает недавний призыв (а если точнее - рекомендация) президента Чечни-Ичкерии Аслана Масхадова к муфтию Чечни объявить газават (священную войну с неверными). Может ли светское лицо рекомендовать это духовному лидеру или же это дело исламской общины и не может контролироваться со стороны власти? Не является ли силовое отстранение муфтия Чечни попыткой грубого вторжения в религиозную жизнь?

Число мусульман в Вооруженных силах РФ растет. Исследований на эту тему нет сейчас и не было в советское время.

По данным иностранной печати, соотношение мусульман в различных видах Советской Армии отражено в табл. 2.

Соотношение мусульман в воинских частях по отношению к нерусским, имеющим языковые проблемы (также по данным иностранной печати), отражено в табл. 3:

По данным иностранной печати, драки являются серьезным препятствием в службе, они происходят почти постоянно, причем такая тенденция обнаружилась в частях, где проходили службу много мусульман.

Серьезной проблемой с учетом ислама является организация процесса подготовки военных кадров. Среди мусульман нет отказов от военной службы по религиозным мотивам. Вопрос в другом: если мужчина мусульманин не может не служить в армии, то в какой армии он будет служить? Например, ни у кого это не вызывает сомнения, что исламских боевиков готовят в специальных лагерях, в основном на территории Чечни и ряда исламских государств (где существует система подготовки военных специалистов). Но при чем тут ислам? Мусульмане - часть российского социума и его вооруженных сил. Как при этом отличить бандита от небандита, пособника и просто сочувствующего? А как быть с теми, кого заставили участвовать в незаконном вооруженном формировании (угрозы, взятие родственников в заложники и т.п.). Все это уже проблемы не только военной, а национальной, религиозной политики. Пора начать этим серьезно заниматься в масштабе государства и Вооруженных сил. Два человека в Главном управлении по воспитательной работе ВС РФ не в состоянии что-либо сделать. В государстве нужен орган по типу Министерства по делам религий.

Религию активно внедряют в политику, идеологию, поэтому учитывать исламский фактор сейчас чрезвычайно актуально.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
787
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
823
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
362
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
518

Другие новости