«У меня, к примеру, трижды барбарисовая душа: Барбарис Барбарисович Барбарискин – меня зовут. Наисладчайшая, наиромантичная натура в кубе. Душа моя – патока моих кровей! А какие предки, какие предки?! Все сплошь молодцы, герои».
Его легкий, будто невесомый стиль захватывает с первых строк, и дальше скользишь по тексту, нет, не по тексту и даже не «по рассказу», не «по миниатюре». Сергей Ручко возвращает любого искушенного и опытного странника по сетевым джунглям к нехитрому правилу литературы. Сюжеты, герои, завязки, развязки – всему этому можно научить, но, сколько ни смешивай на холсте души правила «литературы», нужно родиться с искоркой в душе, с той самой, которая позволяет тексту становиться произведением литературы, например рассказом.
Барбарис Барбарисович, как и Сергей Ручко, автор рассказа «Снизойти к богеме», живет в небольшом городке, но не пишет, а работает в фирме. И понять, что же это такое – богема «глянцевистая» не может, сколько не думает по ночам.
Барбарис – неудачник в паутине мизерных зарплат, выплат, сторублевых долгов, но какой-то неистовый неудачник. Все бы было по-другому в жизни Барбариса, если бы не жена, – и где он только откопал ее! «Зато никто на нее глаза не пялит. И особенная она у меня. Ни у кого нет такой жены, у которой ноги и нос горячие, а все остальное холодное. Правда, спать мне с ней неудобно┘ под одеялом как будто сквозняк, а в комнате холодно┘ за отопление не плачено».
Все бы и шло себе своим порядком, но продавщица-искусительница выложила один журнал на прилавок да загляделась куда-то, вот Барбарис и подхватил глянцевое чудо и пошел не оглядываясь. И в нем, в этом «Плейбое» нашел ту, рядом с которой он выглядел бы, конечно же, лучше, – госпожу Смит, и фото даже сделал такое особенное, рядом с американкой свое поместил и подписал: «Я со Смит в Каннах. Рождество 2006»┘ Круто.
Но кто, скажите на милость, выдумал такие зарплаты – 6000 рублей?! И хотя Барбарис в долговой кабале у бывшего своего однокашника и вместо полной зарплаты получает всего лишь пятьсот рублей, и показывает сотруднику свое липовое фото с американской красавицей, он уверен, абсолютно уверен, что с госпожой Смит он бы не курил «Нашу марку» без фильтра и, конечно же, не размышлял бы о том, как раздобыть себе машину, но все же «мне-то Смитом быть не с руки, что люди подумают? Они никогда ничего хорошего и не подумают, только одно будут в мыслях своих думать: Барбарис с ума спятил, Смитом заделался. Жалкие людишки, ничего в них высокого нет. Даже у этой Смит. Только невежда может тапки поставить в угол, когда у него на кармане столько денег, сколько у дурня фантиков».
В череде набивших оскомину Духless всех мастей в пространстве новой литературы давно обжился современный «маленький человек» со всеми своими тревогами, заботами и страстями. Сергей Ручко, молодой писатель из Новочеркасска, бродяжничал в Европе, наслаждался красотами Испании, но вернулся в родной город, чтобы читать, размышлять, как и все «русские мальчики», о вечных вопросах, о смысле и смерти, о философии времени, о судьбах таких же, как и он сам – ищущих, думающих, талантливых людей современной России. Читать и писать. Он давно обжился на необъятных просторах Рунета, и его легкие, пронзительные тексты можно найти, например, в онлайновом журнале «Топос» (topos.ru).
Барбарис и Шопенгауэр, главбух Серафимович и Ницше, смерть и смысл и┘ что только еще не найдешь на его странице в сети! И только погрузившись в мир провинциального писателя, вдруг легко и приветливо открываешься его строкам и понимаешь вместе с ним, что «философия – всегда провинциалка». И литература. И почти вся Россия – там, в небольших городках и городах, и никому, никому и ничего не должна.