Ну вот и все... Отгремела прощальным салютом и стала достоянием истории XX Белая Олимпиада. Гостеприимный Турин наконец-то проводил шумную, пеструю, разноголосую толпу гостей-участников и, оставшись в одиночестве, стал потихоньку входить в будничный ритм, одновременно подсчитывая расходы, доходы и прибыль – как материальную, так и не вполне. Ну как посчитать, например, стоимость той славы, что могут принести итальянскому спорту те юные спортсмены, которые будут отныне тренироваться на туринских аренах? Или цену имиджа итальянцев, зарекомендовавших себя отличными организаторами крупнейшего события общемирового значения?
Вместе с Турином сводят свой баланс все, кто так или иначе был причастен к Олимпийским играм. Во-первых, это, конечно, участники. И здесь, несмотря на четвертое место в медальном зачете, российские спортсмены, болельщики и спортивные чиновники должны быть довольны. Да, была темная и весьма запутанная история с допингом Ольги Пылевой, история, которую можно было бы считать причиной, выбившей из равновесия нашу биатлонную команду. Но вспомните, сколько времени трепали нервы австрийцам чиновники WADA и МОК! И что же? Похоже, что австрийских спортсменов это только подстегнуло и они стали брать медаль за медалью, закончив Игры на третьем месте. Да, пожалуй, могли судьи дать Ирине Слуцкой не «бронзу», а «серебро». Да вот только нужна ли была Ирине, ехавшей в Турин только за «золотом», эта серебряная медаль? Огорчили хоккеисты? Спору нет. Зато как порадовали лыжники и конькобежцы! Так что в целом итоги Игр для российского спорта можно считать сугубо положительными. И раз уж мы сводим баланс, то будем оперировать простыми цифрами. Солт-Лейк-Сити-2002: 5 золотых, 4 серебряных и 4 бронзовых. Турин-2006: 8, 6 и 8 соответственно. Прогресс налицо.
Пора подвести итоги и тем, кто освещал туринские Игры. Не вдаваясь в подробности телерейтингов, приведем два показателя. Телевизионную трансляцию торжественной церемонии открытия Белой Олимпиады посмотрели около 75% всех телезрителей, а общий объем олимпийских трансляций этой зимой составил 13 тысяч часов (эта цифра учитывает также просмотры платных потоковых трансляций через интернет и мобильные телефоны). И, исходя из этих данных, зафиксируем рефрен, под который будет проходить наш анализ посещаемости олимпийских интернет-сайтов: огромный интерес к Играм со стороны широчайших кругов интернет-общественности.
За первую неделю Игр в Турине количество посетителей олимпийского проекта Rambler превысило миллион человек, а к окончанию – перевалило за 4,5 миллиона. «Рамблер Турин-2006» стал общенациональным событием в жизни спортивного рунета, впервые объединившим такое большое количество людей. Только 22 февраля 2006 г. сайт посетило почти 370 тыс. человек, просмотревших свыше 3,6 миллиона страниц.
Этот день стал рекордным и для Официального сайта ХХ Зимних олимпийских игр в Турине (www.torino2006.org): 2 млн. посетителей со всего мира просмотрели 71 млн. страниц. Всего же посетителями Официального сайта Белой Олимпиады было просмотрено около 700 млн. страниц, что превосходит аналогичные показатели официальных сайтов Афин-2004 на 11%, а Белой Олимпиады-2002 в Солт-Лейк-Сити-2002 – аж на 300%!
Наибольшим спросом у посетителей Официального сайта Игр пользовались онлайн-трансляции результатов проходящих соревнований: хоккея (57,15 млн. показов страниц), керлинга (47,5 млн.), фигурного катания (42,3 млн.). Следом за трансляциями идет фотогалерея (26,16 млн. показов страниц), причем наибольшее внимание привлекли фото соревнований по фигурному катанию, церемонии открытия и фотографии медалистов.
Значительный рост аудитории был отмечен у ресурсов, входящих в спортивный раздел рейтинга «Rambler Топ-100». Аудитория сайтов газет «Спорт-Экспресс» (www.sport-express.ru) и «Советский спорт» (www.sovsport.ru) – признанных лидеров спортивного сегмента российского интернета – по сравнению с январем в феврале выросла на 35%, спортивного раздела ресурса Газета.Ру (sport.gazeta.ru) – на 50%.
Олимпийский проект Rambler был единственным интернет-ресурсом, который не входил в систему интернет-проектов Олимпийского комитета России, но в то же время получал полный спектр информационных услуг по каналам группы «Инфоспорт», официального информационного партнера ОКР и официального партнера сайта «Rambler Турин-2006». Особенный интерес интернет-аудитории вызвали предоставленные «Инфоспортом» биографии членов сборной России – интерес к одноименной рубрике проекта оставался высоким на протяжении всех Игр. Тройку самых популярных персонажей составили Евгений Плющенко, Ольга Пылева и Ирина Слуцкая.
Читатели проекта постоянно были в курсе присходящих событий благодаря «Медиацентру» – разделу проекта, в котором была сконцентрирована вся самая горячая информация из Турина: последние новости, завоеванные медали и, самое главное, живая текстовая онлайн-трансляция, иллюстрированная фотографиями и телевизионными стоп-кадрами. Большая часть соревнований проводилась днем, и многие болельщики не могли следить за телетрансляциями. Но посетители сайта «Rambler Турин-2006» могли открыть «Медиацентр» и без ущерба для своей основной работы следить за всеми перипетиями спортивных баталий в Турине.
Еще одна составляющая успеха сайта «Rambler Турин-2006» – огромное количество фотоматериалов. Вообще сотрудничество контентных проектов Rambler с ведущими мировыми фотоагентствами стало уже фирменным стилем. Более 700 фотографий были опубликованы за 17 дней работы проекта. С начала Игр на страницах проекта было опубликовано более 150 фоторепортажей – материалов, проиллюстрированных тремя и более фотографиями. Интересная особенность: суммарное количество просмотров фотографий из таких репортажей как правило в 3–4 раза превышало количество просмотров самих материалов.
Еще одним фактором успеха стала традиционная для проектов Rambler возможность для пользователей комментировать новостные материалы в рамках «Rambler-Групп». Новость, посвященная драматичнейшей произвольной программе фигуристок, когда Ирина Слуцкая не только не смогла выиграть «золото», но и была лишена судьями «серебра», настолько всколыхнула аудиторию, что к этому материалу было оставлено свыше 2000 комментариев! Впервые всплеск стремления аудитории высказаться на олимпийские темы произошел, когда лыжник Евгений Дементьев выиграл первое золото для России. А негатив с Пылевой и формой российской сборной обсуждался уже весьма активно. Только вот на вечный вопрос о том, что же вызывает большее желание болельщиков общаться между собой – победы или поражения – ответа так и не было получено. Во всяком случае, новости, посвященные победе сборной России по хоккею над канадцами и ее же последующему поражению от финнов, собрали примерно одинаковое количество комментариев. Вот только настроения у этих комментариев были диаметрально противоположными.
Про Олимпийские игры сказано много крылатых фраз. Одна из них принадлежит Джону Кеннеди: «Международный престиж страны измеряется двумя вещами: ядерными ракетами и золотыми олимпийскими медалями», – сказал однажды этот весьма далекий от спорта человек. И именно здесь кроется формула успеха интернет-ресурсов, посвященных Олимпийским играм. В сухой терминологии интернет-рейтингования этот феномен называется «существенный прирост целевой аудитории спортивного сегмента за счет временного привлечения ее нецелевой части из других сегментов». Если говорить проще, то во время Олимпийских игр спортом начинают интересоваться пользователи, никогда ранее не замеченные в чрезмерном увлечении подсчетом метров, секунд и заброшенных шайб.
Задача спортивного сетевого ресурса в этой ситуации – обеспечить аудитории максимально комфортные условия: быстрый доступ к «горячей информации», многообразие информационных источников и фотоматериалов, аналитику и площадку для обмена мнениями. В этом секрет успеха, хотя, главная заслуга, безусловно, принадлежит нашей олимпийской сборной, которая, несмотря на ряд досадных оплошностей, принесла огромное количество позитивных эмоций, которых нам не всегда хватает в повседневной жизни.