Компьютерные технологии позволяют учиться без традиционных уроков и сидения за партой.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Чиновники и эксперты уже моделируют будущую систему всеобщего электронного образования, предполагая подключить к процессу административные и научно-исследовательские структуры. Согласно первым прогнозам, через несколько лет дистанционное образование станет полноценной формой образования, эквивалентной очной форме обучения. Ученики, учителя и школы будут общаться друг с другом исключительно по электронной почте, продолжая традицию домашнего образования XIX века. А сдавать выпускные и вступительные экзамены, как и учиться в виртуальных классах, можно будет в тапочках, не выходя из своей комнаты. Повышение профессиональной квалификации учителей превратится в виртуальные семинары и электронную аттестацию. Родительские собрания будут собирать на форумах и в чатах. И видимо, это произойдет очень скоро, если уже сейчас некоторые школы разрешают родителям следить за успеваемостью детей, открывая доступ к электронному школьному журналу. Кроме того, о двойке или безобразном поведении своих детей родители теперь узнают из sms-сообщений.
Современный мир виртуального обучения шире обычного скачивания рефератов. На форуме родного университета или на странице родственного факультета другого вуза любую учебную работу – от шпаргалок до диплома – дарят, меняют, покупают и продают. Да и сам принцип подготовки что студенческого, что школьного задания за последнее время серьезно изменился. Каждый может найти в сети нужную учебную литературу. На сайте Центра непрерывного математического образования (www.mccme.ru) выложена «Арифметика» Леонтия Магницкого, первый раз изданная в 1703 году, а еще книги издательства «Физматлит», полный архив номеров журнала «Квант», задачи с довоенных московских олимпиад по математике. С такой библиотекой никаких проблем с математикой ни у школьников, ни у школьных учителей быть не должно. А вот к Фундаментальной электронной библиотеке «Русская литература и фольклор» (http://feb-web.ru) в основном обращаются серьезные исследователи. В ней каждое произведение сопровождается обстоятельным библиографическим описанием и ссылкой на источник. При оцифровывании книги педантично воспроизводится разбивка на страницы, сохраняется орфография и пунктуация. Древнерусские тексты не «переводятся» на современный русский язык. Словом, делается все для того, чтобы у читателя возникала минимальная необходимость идти потом в обычную библиотеку и перепроверять тексты. Помимо собраний сочинений русских классиков также выкладываются восьмитомная «История всемирной литературы», энциклопедии «Слова о полку Игореве», «Лермонтовская», десятитомная «Литературная», а также полные тексты журнала «Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка» за все 150 лет его существования. Это всё разрозненные проекты. Но в недавнем прошлом был создан единый архив для всех вузов России. Министерство образования придумало подключить научные библиотеки российских вузов к фондам Центральной библиотеки образовательных ресурсов, хранящим электронные версии печатных изданий по основным дисциплинам и направлениям высшего и профессионального образования. Доступ к библиотеке могли получить студенты, преподаватели или сотрудники вузов, подведомственных Министерству образования. Вузы подавали в библиотеку заявку и получали ключи доступа к ее фондам. Но легальность существования этого крупного государственного проекта была поставлена под сомнение после принятия новой редакции закона об авторских и смежных правах. Закон предусматривает, что «экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек, при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме». В итоге в апреле 2005 года ЦБОР приостановила работу после нескольких лет успешной практики.
Пока специалисты создают концепции развития электронного образования и ломают голову над правовым регулированием всех инноваций в образовании, самостоятельно новые горизонты осваивают не только школьники и студенты, но и жаждущие дополнительного образования взрослые. Скорость устаревания знаний катастрофически нарастает. Корпорации не жалеют средств на разработку обучающих программ. Причем обучение может касаться как корпоративной этики, так и непосредственно области, в которой работает компания. Виртуальное образование скоро будет доступно даже в тюрьмах. В сентябре 2005 года «Ростелеком» объявил о создании мультисервисной сети связи, которой смогут воспользоваться осужденные, находящиеся на объектах Федеральной службы исполнения наказаний. Кроме дистанционного обучения, заключенным будут предоставлены современные услуги связи и телемедицина.
Некоторые специалисты полагают, что никакое дистанционное обучение с компьютером не заменит общения с живым преподавателем. Все это так, но человек все время придумывает новые формы и пути виртуального общения. Благодаря технологиям голосового и видеообщения через интернет скоро мы совсем перестанем чувствовать границы в общении и образовании. В сети постоянно возникают образовательные сообщества, объединяющиеся по интересу к одному предмету или по принадлежности к одному учебному заведению. Самыми интересными являются те комьюнити, что берут на себя функции народных учебников, помогающих ленивым интернет-пользователям не рыться в словарях. Как, например, сообщество «Живого журнала» pishu pravilno (http://www.livejournal.com/community/pishu_pravilno), где решаются все споры на тему правописания. За время существования ресурса было накоплено такое количество вопросов и ответов, что впору выпускать отдельный справочник великого электронного русского языка.
Американский специалист по менеджменту Джон Нейзбит точно описал природу информационного общества: «Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний». У преподавателя знания постоянно устаревают. Необходимо повышать свою квалификацию, школьные учителя должны это делать раз в пять лет, вузовские и то чаще. А электронное образование тем и хорошо, что доступно как в любое время, так и с любой точки отсчета. И не важно, кто твой учитель – электронная книга, игра, программа или человек из другого полушария.