На жизнь современного человека оказывает влияние множество факторов: события, окружение, СМИ... Но если попробовать составить для себя картину мира, окажется, что вся она состоит из человеческих лиц. За новостями стоят люди, впечатление о городе и стране мы составляем по людям, которые их населяют, люди улыбаются со страниц газет и находятся с нами в непрерывном контакте. Однако есть место, где персонификация до сих пор достаточно неочевидна, – это интернет. В тот момент, когда вы находитесь за компьютером, вы не можете с уверенностью сказать, как выглядит человек, с которым вы общаетесь; вы даже не знаете, где находится собеседник – на другом краю земли или в соседней квартире – и какого он пола. Поэтому нет ничего удивительного в том, что интернет-пользователей всегда привлекает информация, связанная с людьми. И тем более неудивительно, что больше всего пользуется спросом информация о людях, чья деятельность вызывает интерес и уважение не только коллег, но и всех пользователей российской части интернета.
Вместе с тем ни для кого не секрет, что по-настоящему авторизованную информацию «от первого лица» в интернете найти не так уж просто: даже самая мощная поисковая система не объяснит, какая из найденных в результате запроса историй о человеке происходила на самом деле, а какая является плодом воображения создателей какого-нибудь любителя дешевых сенсаций. Зачастую именно эта особенность интернета заставляет публичных людей относиться к нему с осторожностью и недоверием. Интересно, что чаще всего нелюбовь к интернету демонстрируют представители медиасообщества, которым, казалось бы, доступ к глобальной сети необходим в силу их профессиональной принадлежности. К примеру, известный журналист, главный редактор Newsweek Леонид Парфенов признается: «Я отношусь к интернету как к явлению – не более того. Фанатом его я не являюсь и обычно прошу мне подобрать сумму сведений оттуда. Когда интернет только появился, я очень рассчитывал, что это будет какая-то другая стилистика, которая отформатирует неряшливый, ужасный русский разговорный язык, – к сожалению, этого не произошло. Когда вся та «обкомовская» журналистика, которая так надоела мне в печатном виде, оказалась в электронном, меня это разочаровало окончательно». Леониду Парфенову вторит популярная телеведущая Екатерина Андреева: «Я считаю интернет для себя неприемлемым. Сама интернетом почти не пользуюсь, предпочитая, чтобы между мной и этим созданием (поскольку я считаю его одушевленным) были посредники, которые снабжали бы меня информацией. И когда моя собака Черчилль перегрызла компьютерный провод, я была очень рада».
Нельзя не признать, что причина подобного негативного отношения к технологии, которая стремительно завоевывает мир, кроется в первую очередь в самих «VIP-персонах». Фактически ньюсмейкеры, не уделяя должного внимания тому, как они и их проекты представлены в сети интернет, создают информационный вакуум, который с энтузиазмом заполняют непрофессионалы. Поэтому первый контакт с интернетом у публичного человека обычно не проходит гладко. А далее ему приходится преодолевать недоверие и неприязнь, чтобы превратить интернет из врага в помощника и научиться использовать его коммуникационные и информационные возможности себе на пользу. Лучше всего об этом рассказывает Человек года в категории «Литература» – фантаст Сергей Лукьяненко, много и охотно общающийся с читателями на страницах своего персонального сайта и блога: «В отношениях к интернету я прошел все положенные этапы. Это и восторг неофита, и раздражение от того, какая же это мусорная свалка и сколько времени отнимает, ну и сейчас, надеюсь, это как-то вошло в спокойное русло. Потому что интернет – это удобная вещь. Это и средство общения, и информация; главное – не позволять ему подчинять себя. Конечно же, в этом очень помогают различные поисковые системы и порталы, в том числе и Rambler». Здесь недалеко и до интернет-зависимости, которую демонстрирует продюсер и музыкант Максим Фадеев: «Раньше, лет 7–8 назад, я скептически относился к интернету. Но потом затянуло. И теперь я являюсь частью его. Мне интересно, что происходит в мире, мне интересно, что происходит вне мира. Это все я могу узнать именно здесь. Мой компьютер находится в сети постоянно, а я сам провожу в интернете 3–4 часа в сутки».
Профессионалы давно знают: интернет-публика платит горячей привязанностью именно тем, кто больше и охотнее всего общается «без барьеров», открыто отвечает на вопросы, не боится «показать лицо». Вот уже пять лет на страницах портала Rambler существует рейтинг «Люди года», цель которого – предоставить пользователям наиболее полную информацию о самых популярных и любимых деятелях науки, культуры, промышленности и бизнеса в России. В течение нескольких месяцев на страницах самого известного в русском интернете рейтинга Rambler's Top100 проходит народное голосование. Пользователей просят: «Назовите Человека года». При этом в поле голосования можно вписать любые имя и фамилию (или даже название фирмы) – выбор ничем не ограничен. Итоги народного волеизъявления в 56 категориях анализируются, сопоставляются с поисковыми запросами и становятся основой своеобразного «хит-парада симпатий». В случае, когда явного лидера в какой-либо категории не наблюдается, свое мнение в пользу того или иного кандидата высказывают эксперты – победители предыдущих лет и журналисты. Итогом этой кропотливой работы становится «самый человечный рейтинг рунета» – 56 человек, набравших максимум симпатий пользователей интернета за минувший год.
С начала 2006 года у каждой из тематических рубрик вновь появятся человеческие лица. Они будут улыбаться пользователям со страниц рейтинга Top100 в течение года. Однако проект был бы неполным, если бы не решал самую главную задачу: обеспечить публику информацией о тех, кто ее интересует, «из первых рук». Поэтому проект предлагает не только авторизованные биографии «героев года» и ссылки на материалы, связанные с их деятельностью, но и их блиц-интервью, фотографии и даже автографы. На страницах проекта вы почерпнете множество совершенно неожиданных сведений о своих фаворитах. На people.rambler.ru можно, в частности, узнать о том, что производитель знаменитых конфет «Коркунов» чуть не стал известным модельером, главный редактор нескольких журналов Сергей Мостовщиков был отчислен с четвертого курса факультета журналистики, не справившись с ответом на вопрос, как звали лошадь Вронского, маститый продюсер Максим Фадеев был страшным хулиганом и занялся игрой на бас-гитаре по требованию милиции, Евгений Плющенко получил свои первые коньки в подарок от незнакомой женщины, председатель Сбербанка России Алексей Казьмин – страстный театрал, а известный актер Константин Хабенский прошел свою первую проверку на выживаемость еще в роддоме.
Теперь все эти факты можно будет получить не только из первых рук, но и в новом формате. Технологии коммуникаций не стоят на месте, обеспечивая интернет-аудитории все более плотный контакт с интересующими ее персонажами. Одним из наиболее интересных проектов минувшего года стал мультимедийный проект «В гостях у Рамблера»: прямые онлайн-видеоконференции известных музыкантов, артистов, писателей, художников, бизнесменов. Каждый пользователь может задать вопрос герою дня и услышать ответ на него во время интервью, транслируемого онлайн в прямом эфире. В 2006 году Рамблер предоставит всем Людям года возможность рассказать о себе в рамках серии интервью на ставшем знаменитым синем диване, а пользователи смогут задать все интересующие их вопросы тем, кого они выбрали.
Еще один новый сервис, которым пополнится проект на пятом году своего существования, – публикация медиаархивов, посвященных героям года в каждой категории. Более того: пользователям будут доступны не только данные о победителях, но также и о персонажах, занявших второе и третье места в рейтинге. А на главной странице проекта будут размещаться ссылки на самые интересные медиасюжеты уходящего года. Так рейтинг становится фактически интегратором данных о самых значимых событиях и людях – новым полноценным источником фактов.
Эксперт 2004 года Юрий Левада иронично замечает на страницах проекта: «Интернет – очень мощное, значимое явление: он постепенно вытесняет традиционные виды медиа и со временем, возможно, заменит некоторые из них. Даже не обязательно заменит, а трансформирует, приспособит под себя. Телевидение, газеты, книжки... хотя, пожалуй, книжек многим будет не хватать».