Бурный рост аудитории интернета в России совсем недавно привел к предсказуемому результату: число пользователей превысило 10% от населения страны. Зарубежный опыт показывает, что эта цифра – своеобразный порог. Шагни за него – и взору предстанут финансовые дали, сулящие лавинообразный рост спроса на всевозможные информационно-технические услуги. Окажется ли очередная заморская статистика применимой к российской действительности – неизвестно, но участники рынка к такому повороту событий в целом готовы.
Наиболее массовые и востребованные пользователями интернета услуги – это электронная почта и разработка сайтов. С почтой все довольно ясно – получить собственный «ящик» бесплатно или за скромную плату давно уже не составляет никакого труда, а пользоваться почтовой программой или Web-интерфейсом почтового сервера по силам любому старшекласснику. Что касается сайтов, то с ними не все так просто.
Сам по себе сайт (от англ. site – местонахождение, место), даже состоящий из незатейливой единственной странички, – это уже электронное издание (не путать со СМИ!). Любое издание в обязательном порядке имеет множество простых и сложных атрибутов: собственную тематику, «читательский адрес», рубрикатор, оформление и – самое главное – содержание.
Важная ремарка: как ни удивительно, множество руководителей российских компаний до сих пор не уверены в целесообразности владения собственным корпоративным сайтом. Убеждать маловеров в том, что сайт сегодня – такой же стандартный инструмент обмена информацией, как телефонная связь, – занятие непростое и требующее пространных и скучных выкладок. Гораздо проще привести несколько примеров.
Расположенный в средней полосе России завод, производящий алмазные инструменты, окупил затраты на создание сайта в течение двух недель, после чего сайт превратился в постоянно действующий источник заказов. Объяснение: производимая номенклатура включает сотни наименований и типоразмеров, сочетающихся с десятками значений различных вспомогательных параметров. Помочь потенциальному заказчику сориентироваться в этих алмазных россыпях – непростая задача для вполне квалифицированного менеджера по продажам. Сайт помогает решить эту задачу без напряжения – информация структурирована, представлена наглядно и полно. Заказчики получили в свое распоряжение эффективный инструмент, существенно облегчающий процедуру выбора продукции и формирования заказа.
Маленькая московская компания – производитель и установщик перегородок, экранов и штор для ванных комнат – столкнулась с проблемой оперативного информирования выездных специалистов (замерщиков и монтажников) об очередных заказах. Телефонные линии в офисе были перегружены, а диспетчеры не успевали справляться с работой. Решение было найдено в виде WAP-сайта (разновидность сайта для просмотра не на персональном компьютере, а при помощи обычного мобильного телефона). Теперь диспетчер просто публикует на сайте информацию о предстоящих работах и указывает исполнителя, а специалисты получают ее в любой удобный для них момент и «в одно касание» связываются с клиентами, даже не пользуясь адресной книгой и не набирая телефонный номер вручную.
Есть множество других примеров – от предпринимателя, занятого организацией и проведением торжеств и отчаявшегося добиться успеха на этом поприще, до солидного глянцевого журнала, которому потребовалась срочная онлайн-поддержка в виде полновесного web-сайта. Каждый из них по-своему интересен, но есть два момента, объединяющих все эти случаи. Во-первых, современные интернет-технологии позволяют находить эффективные решения для насущных информационных задач в любом виде бизнеса. Во-вторых, собственный сайт – это еще один, и весьма эффективный, способ сообщить о себе потенциальным потребителям (тем самым, количество которых в интернете постоянно растет). В общем, как справедливо заметил знаменитый голливудский режиссер Вуди Аллен, «быть на виду – 80% успеха».
Можно совершенно уверенно констатировать растущий спрос на сайты различных типов и классов. Спрос в данном сегменте рынка порождает предложение с молниеносной быстротой.
Структура предложения не намного отстает по своей пестроте от структуры спроса и требует хотя бы беглой классификации – по способам производства сайтов.
Способ первый, народный: вы нанимаете веб-мастера, ставите ему задачу, начинаете платить зарплату и требовать результат.
Затраты в таком случае обычно не очень высоки, особенно если вы нанимаете непрофессионала (например, студента).
Следует заметить, что времена простых и незатейливых сайтов уже прошли и сегодня быть веб-мастером очень трудно (чего не понимают или не хотят понимать студенты и молодые специалисты). Эта профессия объединяет десяток-другой специальностей, по каждой из которых требуется особая подготовка в объеме вузовской программы (например, бизнес-аналитик, проектировщик, дизайнер, программист, верстальщик, системный администратор, копирайтер, редактор┘). Поскольку одному-единственному специалисту выполнять столь разнородные обязанности в условиях растущих запросов и требований со стороны заказчика практически невозможно, веб-мастер сегодня превращается в фигуру мифическую.
Тем не менее если выбран именно такой способ, то затраты окажутся невысокими, качество – низким или средним, гарантии – краткосрочными или их вовсе не будет, затраты на этапе эксплуатации – не выше средних, срок жизни сайта – коротким. Если в вашем случае картина выглядит более оптимистично – вам удивительно повезло с веб-мастером и есть резон увеличить ему зарплату.
Второй способ – нанять не одного специалиста, а сразу нескольких и сформировать собственный отдел интернет-технологий.
Затраты в этом случае очень высоки, поскольку придется потратиться не только на заработную плату, но и на организацию рабочих мест. Качество результата может быть достигнуто весьма высокое (при хорошей квалификации руководителя проекта), процесс эксплуатации – неоправданно дорогим, а срок жизни сайта – короче ожидаемого.
Разгадка негативных эффектов проста: разработчики не заинтересованы в переходе от создания к эксплуатации сайта, затягивают работу и неохотно покидают свои рабочие места, а иногда даже склонны к проявлениям мелкого саботажа.
Третий способ можно назвать вполне цивилизованным. Обращение в достаточно солидную веб-студию практически гарантирует вам вполне качественный, в худшем случае – приемлемый результат. Вы не только сможете убедиться в реальном существовании грамотных специалистов (перечисленных в описании первого способа), но и оценить действительно положительный эффект от их деятельности: уровень сайтов, сделанных «на заказ», обычно довольно высок. Однако в этом случае нужно быть готовым к значительным затратам за короткий период времени: не стоит удивляться, если бюджет проекта окажется сопоставимым со стоимостью небольшого, но вполне приличного авто.
Уровень гарантий и срок жизни сайта при этом в основном зависят от вашей готовности потратиться на хостинг: выделенный (собственный) сервер позволит получить требуемое, но при этом потребует наличия в штате вашей компании хотя бы одного квалифицированного системного администратора. Виртуальный хостинг обойдется дешевле, но в этом случае возможны неприятности (вплоть до полной неработоспособности сайта), обусловленные безобидными, казалось бы, плановыми действиями хостера по обновлению системного программного обеспечения. Если это произошло – придется снова обращаться в веб-студию, на этот раз за доработками. В общем, этот способ совсем неплох, но довольно дорог.
Последний из рассматриваемых способов обзавестись сайтом – новинка рынка интернет-услуг, получившая название «сайтинг» (от англ. siting – размещение).
Сервис такого рода располагает обширным спектром функционально полных готовых частных решений и не требует от потребителя обязательных затрат на собственно разработку сайта. Сайт, полностью готовый к работе, оснащенный системой управления и подключенный к базе данных, предоставляется немедленно. Ваша задача – наполнить его информацией и настроить внешний вид (технические знания для этого не нужны). Абонентская плата (за дисковое пространство и используемые программные решения) сопоставима с затратами на обычный хостинг.
Способ хорош сочетанием невысоких затрат, высокого качества продукта и пожизненной (на все время существования сайта) технической гарантии. Немаловажно и то, что сервис позволяет получить сайт произвольной конфигурации для любой платформы (для обычного ПК, для карманного компьютера и для мобильного телефона).
Объяснить такое сочетание несложно: сайтинг – это способ производства сайтов, наиболее близкий к промышленному (в отличие от трех предшествующих способов, по сути своей кустарных или мелкосерийных).
Сегодня воспользоваться услугами cайтинга может любой желающий. Процедура получения собственного сайта занимает несколько минут, доступ к системе управления предоставляется немедленно после регистрации. За простой сайт-«визитку» ничего не нужно платить. Примечательно, что система управления позволяет управлять не только традиционным «контентом» (то есть содержанием), но также функциональностью, структурой, визуальной компоновкой, оформлением, интерактивами и многим другим. По существу, управлять можно всем на сайте. Хорошей нетрадиционности по отношению к клиентам добавляет и наличие полного руководства пользователя, опубликованного на главном сайте сервиса по адресу http://www.siting.ru.
Независимо от выбранного способа производства сайта следует знать и соблюдать три простых правила.
Главное – это содержание сайта. Начинайте с упорядочения информации – и вы не ошибетесь. Структура, оформление и функциональность сайта выяснятся автоматически в ходе проектирования.
Доверяйте профессионалам, но не безоглядно. Требуйте разъяснений, не пренебрегайте руководством пользователя. Потраченное вами время окупится.
Ориентируйтесь на процесс эксплуатации: это самый ресурсоемкий этап жизненного цикла сайта. Наиболее существенная экономия средств может быть достигнута именно на этом этапе.
Получить грамотно спроектированный, исправно функционирующий и недорогой в эксплуатации сайт, на первый взгляд, не очень просто. Но и не так уж сложно – технологии не стоят на месте, и если вы будет пытаться не отстать от них, ваш бизнес будет в полном порядке. Вот что по-настоящему важно.