Работу в сети вполне можно сравнить с прямым эфиром. Заранее подготовиться к событиям порой бывает просто нереально. Любые ошибки и неточности невозможно скрыть, перемонтировать, откорректировать, и они мгновенно становятся видны всем и каждому. Какие бы формы ни принимало взаимодействие пользователя и интернет-ресурса, это в любом случае особый вид общения с аудиторией, требующий не только оперативности, внимания, динамики, но и знания этой самой аудитории. Но, несмотря на все эти сложности, все большее количество интернет-ресурсов прибегают к прямому общению со своими посетителями, а поводом для этого может стать хоть онлайновая трансляция футбольного матча, хоть юбилей компании.
К числу первых наиболее удачных опытов можно отнести проникновение интернета посредством Рамблера в святая святых элитарной телевизионной игры «Что? Где? Когда?», притягивающей к телеэкранам миллионы зрителей. Первая игра с участием «всемирного разума» состоялась 27 августа 2000 года. Любой пользователь интернета, не покидая дома, мог ощутить себя в кресле знатока, побороться за победу над телезрителями.
Между тем день рождения как повод сейчас особенно популярен. Для российского интернета этой датой принято считать 7 апреля 1994 года, когда международный информационный центр InterNIC официально зарегистрировал национальный домен RU для Российской Федерации. Вслед за отгремевшим в 2004 году 10-летием в 2004–2005 годах рунет вступил в год юбилеев. Среди уже недавно отпраздновавших – Студия Артемия Лебедева. Среди готовящихся – один из старейших ресурсов рунета, сайт Anekdot.ru.
Как правило, юбилей известного сетевого ресурса – полузакрытое, камерное мероприятие. Лично присутствовать и наблюдать за происходящим могут только самые близкие друзья и максимально приближенные знакомые юбиляра. Остальным приходится довольствоваться слухами или судить о том, что произошло, по скупым официальным сообщениям. Максимум, на что может рассчитывать рядовой пользователь, – это, тщательно порывшись во всевозможных поисковых системах, обнаружить выложенные «только для своих» фотографии.
Юбилейный год рунета сломал эту традицию. Празднуя успехи, которые во многом, если не сказать во всем, основаны на внимании и поддержке аудитории, многие веб-ресурсы, в свою очередь, решили сделать ей, то есть аудитории, подарок на свой праздник. Так, Студия Лебедева предложила пользователям не только прямую трансляцию юбилея, но и возможность отправить юбиляру поздравительный видеоадрес.
Восьмого ноября на сайте http://10.anekdot.ru в 12.00 начнется юбилейный виртуальный марафон, который продлится ровно столько, сколько выдержат устроители и гости праздника: пользователи смогут поприсутствовать на юбилее «Анекдотов из России» благодаря нескольким интерактивным каналам. В рамках онлайновой трансляции праздника Дмитрий Вернер и его коллеги по проекту произнесут праздничные речи, поднимут бокалы за друзей и партнеров. Почитатели анекдотов и смешных историй смогут отправить своему любимому сайту голосовое поздравление, которое будет опубликовано в формате МР3, а для тех, у кого компьютер «не тянет» онлайновую трансляцию, все происходящее будет освещаться на специальной новостной ленте.
Рамблер, будучи младше зоны Ру всего лишь на год, тоже вступил в свой юбилейный период. 30 сентября интернет-холдингу исполнилось 9 лет. Репетиция круглой даты получилась если не самой масштабной, то наверняка самой интерактивной в истории корпоративных мероприятий холдинга, которых за эти годы было немало.
К юбилею на Рамблере была создана специальная страница, на которой в режиме реального времени можно было наблюдать день из жизни холдинга. Многочисленным посетителям этой страницы было представлено, по сути, виртуальное телевидение в миниатюре, на всех «каналах» и во всех «телевизорах» которого в прямом сетевом эфире проходили праздничные мероприятия.
В «VIP-зале» серьезные люди, представляющие основных партнеров холдинга, рассказывали о сегодняшнем сотрудничестве с порталом и интриговали посетителей намеками на красивые проекты будущего. Особое внимание было уделено отцам-основателям Рамблера и рейтинга Топ100, которые поведали о том, как создавалась первая русская поисковая система.
Одна из «программ» была целиком посвящена дню настоящему – в прямом смысле этого слова: с раннего утра по офису, заглядывая во все доступные, полудоступные и совсем недоступные помещения, двигалась «бродячая камера». Блиц-интервью сотрудников компании и «облет» территории продолжались до вечера. Видеопапарацци посетил кабинет генерального директора, бухгалтерию и другие вип-площадки, заглянул в кладовые и курилку, выпил кофе в столовой, понаблюдал за играющими на бильярде в рабочее время сотрудниками, был замечен в серверной, присутствовал при подготовке праздничного стола и открытии шампанского и, наконец, при презентации главного блюда – телемарафона. Помимо камеры-пилигрима работало несколько стационарных камер, благодаря которым можно было рассмотреть урбанистические особенности современного дизайна офиса и подсмотреть за рабочими моментами из жизни Рамблера.
Но основным блюдом на праздничном столе стал четырехчасовой телемарафон, в ходе которого в прямом эфире сотрудники Рамблера рассказывали о сегодняшних и завтрашних проектах, отвечали на вопросы пользователей, шутили, пили шампанское и радовались жизни и общению.
За время «прямого эфира» в офисе Рамблера виртуально побывало свыше 50 тысяч посетителей. Модель интерактивного юбилея себя оправдала. Прямой эфир, позволяющий максимально использовать возможности интернета – не только предоставлять информацию, но и получать мгновенный отклик на нее, – должен предусматривать равенство между интернет-ресурсом и его аудиторией. Только в этом случае прямые трансляции перестают быть исключительно информативными: помимо эффекта «фиксации мгновения» возникает эффект общения. Не исключено, что такой формат освещения событий найдет в будущем более масштабное применение. Ведь трудно поспорить с тем, что только «живым участием», «прикосновением» к событию создается особое обостренное внимание аудитории, которая становится не только немым свидетелем, но и соучастником происходящего.