Данные опроса посетителей портала Rambler.
Российский рынок мобильного контента возник всего пару лет назад, однако размер его уже в 2003 году достиг почти сотни миллионов долларов. В 2004 году он еще утроился, а в 2005-м, как полагают аналитики, оборот может превысить полмиллиарда долларов. На этом рост не остановится – по прогнозу консалтингового агентства J'Son & Partners, в 2007 году можно ожидать миллиарда. В рамках этого процесса рождаются новые технологии, появляются новые многофункциональные устройства, потребителю предлагается все более разнообразный контент. Но потребительская психология зачастую не успевает адаптироваться к меняющейся картине pax technologica.
Мобильный телефон есть практически у каждого интернет-пользователя – владельцами сотового не являются лишь 1,5% всей аудитории сети. Именно в интернете сосредоточена наиболее «передовая» аудитория: молодая, обеспеченная, активная и открытая. Это, в свою очередь, позволяет использовать российский интернет как индикатор нарастающих тенденций и формирующихся потребительских привычек. Разумно предположить: то, чем сегодня пользуются российские интернетчики, в будущем охватит всех россиян.
Инструментов для отслеживания этих тенденций и привычек может быть несколько. Один из самых быстрых и простых, хотя и один из самых спорных, – онлайн-опрос. Чтобы выяснить, как абоненты сети используют свои мобильные телефоны и какую выгоду из них извлекают, был проведен специальный опрос, который охватил разные по тематике разделы и проекты одного из крупнейших российских интернет-порталов – Rambler. Всего в опросе приняли участие свыше 20 тыс. человек, среди которых более 15 тыс. – россияне. При этом мужчины и женщины составили приблизительно по 50% опрошенных. Интересы представителей разных полов лучше всего изучать раздельно. Не секрет, что даже в интернете мужчины и женщины ведут себя совершенно по-разному. Мужчины интересуются автомобилями, играми и «железом», зато их не встретишь на сайтах, посвященных искусству, воспитанию детей, путешествиям и медицине, – то есть тех, куда чаще всего идут женщины.
Как выяснилось, мобильный телефон мужчины и женщины тоже используют в разных целях. Впрочем, стоит сделать небольшую оговорку. Мобильный телефон – это в первую очередь именно телефон, и самый популярный ответ на вопрос «Что вы делали с помощью вашего мобильного телефона?» сюрпризом не стал: «Разговаривали». Однако в сводную таблицу «применений мобильного телефона» этот ответ не был включен – во-первых, в силу своей очевидности, а во-вторых, в силу специфики предложенных пользователям вариантов ответов. Прежде всего важно было выяснить, какой контент предпочитают пользователи интернета загружать и получать на свой мобильный телефон. Ведь именно обмен контентом между разными техническими устройствами и платформами – это метаболизм новой единой информационной среды, складывающейся в процессе конвергенции технологий.
Сегодня король мобильных приложений – это SMS-сообщения. 72% интернетчиков пользуются SMS, причем женщины больше мужчин любят писать короткие тексты. Стоит заметить, что для женской части аудитории SMS являются одним из любимых развлечений: девушки в полтора раза больше юношей любят участвовать в SMS-викторинах и выражать свое мнение с помощью SMS-голосований.
Сравнимой популярностью пользуются у интернетчиков услуги по «тюнингу» телефона: логотип для экрана и мелодия звонка. При этом девушки любят ушами – мелодии для них важнее, чем для мужчин. Помните об этом и не забывайте удивлять девушек новыми, неожиданными звуками!
Мелодии, или рингтоны, и логотипы – самый популярный на сегодняшний день мобильный контент. Почти 45% опрошенных когда-либо скачивали себе на телефон новую мелодию звонка. Число любителей «освежить» картинку на экране своего сотового несколько меньше, но тоже велико – почти треть опрошенных. В обоих случаях разделение по половому признаку выражено не очень ярко – и женщины, и мужчины одинаково склонны к «кастомизации» телефона. Зато хорошо видно: чем старше человек, тем меньше для него значит оригинальность своего аппарата. Новую мелодию звонка заказывали себе почти 60% интернет-пользователей в возрасте 16–19 лет и более 50% пользователей в возрасте 20–24 лет, тогда как люди старше 45 лет интересуются рингтонами только в 22–24% случаев. Украшать телефон, как любимую куклу, – привилегия молодежи. Для человека зрелого мобильник – аппарат как аппарат. Главное, чтобы работал.
Более сложные приложения – те, где как раз и начинается собственно конвергенция интернета и мобильной связи – разумеется, уступают SMS и рингтонам в популярности. Чем более «наворочена» услуга, тем менее она интересна женщинам. Как только начинаются технические сложности, девушки уступают место сильному полу.
Поиск
Как известно, интернет помогает реализовать как минимум три человеческие потребности – общение, развлечение и получение информации. Самыми популярными инструментами для добычи информации являются поисковые системы и новостные ленты. И для доступа к ним уже не обязателен компьютер.
В течение последних двух лет многие из ведущих игроков интернет-рынка – как мирового, так и российского – занялись адаптацией своих основных сервисов для мобильных телефонов. В октябре 2004 года поисковый сервис для мобильных устройств запустила компания Yahoo!. Тогда же, в октябре 2004 года, мобильную версию портала представил Rambler – кроме поиска в число адаптированных сервисов вошли новости, почта, курсы валют, прогноз погоды, телепрограмма и онлайн-словари. Мобильные версии своих основных сервисов предложили также Yandex и Mail.ru. А недавно о тестировании «поиска для мобильных устройств» объявила и компания Google. Не остаются в стороне и производители мобильных телефонов: например, на сайте Nokia можно найти демо-версию нового приложения Mobile Search, рассчитанного на обладателей смартфонов.
Таким образом, инфраструктура для поиска в интернете с помощью сотового телефона или КПК активно развивается. И сетевой аудитории предлагается не только поиск – интерес рынка к «мобильному» формату растет, в результате растет и число «адаптированных» сайтов. Предложение есть, и есть спрос: 18% российских обитателей сети с помощью мобильного телефона возвращаются в любимую паутину. На экране сотового теперь живет все, что нужно, – поиск, карты, афиша, прогноз погоды и, конечно, новости.
Новости
Читать газеты – традиционно мужское занятие, и интернет здесь не исключение. Мужчины говорят меньше, больше впитывают. Почти четверть респондентов-интернетчиков мужского пола в возрасте до 30 лет читали новости при помощи мобильного телефона. Женщины же, видимо, не так жадны до новостей – или по крайней мере они утоляют свою информационную жажду иным способом. Читать новости с экрана их не тянет – возможно, как и в случае с рингтонами, это проявление их склонности воспринимать информацию ушами. При этом интересуется новостями чаще всего молодая – активная и подвижная – аудитория. Мужчин в возрасте до 24 лет, которые читали новости с экрана сотового, почти в два раза больше, чем таких же мужчин старше 45.
Интересно сравнить эти данные с результатами другого опроса, посвященного мобильному телевидению. Респондентам, в частности, был задан вопрос: «Будете ли вы смотреть по мобильному телефону ТВ-новости?» Здесь картина диаметрально противоположная: телевидение, традиционный односторонний канал влияния, интересует молодежь мало. Молодые люди не смотрят ТВ-новости дома, не будут смотреть их и с помощью телефона. Вместо этого они будут искать новости сами – в интернете. А вот люди более старшего возраста были бы не против перенести телевидение на экран своего мобильного – и чем старше респонденты, тем больше среди них сторонников такой услуги. Можно предположить, что это люди, которые привыкли воспринимать информацию в одностороннем порядке, пассивно и не чувствуют необходимости добывать эту информацию самостоятельно. Кстати, в желании смотреть теленовости при помощи мобильного телефона женщины почти не отстают от мужчин, а иногда даже опережают их. Видимо, в данном случае сотовый является своеобразным аналогом волшебного горшочка из сказки – можно тихо сесть, расслабиться и сказать: «Горшочек, вари!»
Стоит заметить, что пользователи сети хотели бы смотреть с помощью своих мобильных телефонов не только новости. В число самых востребованных у интернет-аудитории мобильных телепередач входят музыкальные, юмористические, эротические и спортивные программы, а также фильмы – художественные и мультипликационные.
Общение
Опрос, проведенный американским институтом Пью (Pew), выявил примечательный факт: подростки не слишком жалуют электронную почту. Они считают ее слишком официозной, хотя и пользуются ею по необходимости – для переписки со взрослыми. В целом же они предпочитают другие способы коммуникации – чаты и системы мгновенного обмена сообщениями вроде ICQ. Часто такие системы также называют интернет-пейджерами. По данным института Пью, интернет-пейджерами пользуется 75% подростков и только 42% людей старшего возраста.
Эта ситуация наблюдается и в России. Более того – она характерна и для пользователей мобильных телефонов. По данным опроса Rambler, посетителей широко рекламируемых сейчас «мобильных чатов» среди интернет-пользователей 16–19 лет почти в 5 раз больше, чем среди пользователей 30–40 лет – как женщин, так и мужчин. Люди старшего поколения выбирают e-mail. При этом доля умельцев-мужчин, освоивших обмен почтой при помощи телефона, вдвое больше доли женщин. Вообще мужчины раньше осваивают технологически сложные продукты. А пока сильный пол колдует над электронной почтой, дамы выбирают SMS. Короткие сообщения – это e-mail «по-девичьи». При этом женщины, как уже было отмечено ранее, гораздо охотнее участвуют в SMS-голосованиях и SMS-викторинах. Мужчины чаще держат свое мнение при себе – и чем старше, тем крепче. Зато почти треть юных российских интернетчиц – выражают свое мнение при первой возможности. Пусть не все могут сделать это «за стеклом», в реалити-шоу – есть возможность проголосовать против тех, кто тебе не нравится.
Развлечения
На данный момент львиную долю мобильного контента составляют мелодии звонков и логотипы, но специалисты считают, что этот сегмент рынка со временем уступит лидирующие позиции мобильным играм. По данным агентства SmartMarketing, за первое полугодие 2005 года объем рынка Java-игр в России составил 8,15 млн. долл. Средний рост рынка по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. составил 43%. Будущее мобильных игр в России аналитики оценивают весьма оптимистично.
Вообще страсть россиянина к играм имеет давние корни. И, как и в случае с другими соревнованиями, мобильные игры – преимущественно мужской порок. Российский интернетчик азартен, как юный гусар: среди тех, кому еще нет 16, мобильные игры загружали себе на телефон более 40%, а среди молодых людей чуть постарше (16–19 лет) этим занимается почти каждый третий. Интерес женского пола к таким развлечениям существенно ниже. Может быть, просто не хватает игр, написанных специально для девушек? Не исключено. А пока что девушки развлекаются голосованием и мобильными знакомствами. Остается только предположить, что на текущий момент это и есть специальные девичьи игры.
Эволюция
Если проанализировать результаты опроса в целом, можно сделать довольно интересный вывод: человек меняется гораздо медленнее, чем среда, в которой он живет и действует. С каждым годом появляется все больше технических новинок. Мобильные телефоны постепенно превращаются в смартфоны, по сути – маленькие суперкомпьютеры. Развиваются способы передачи данных, пользователи пересаживаются с dial-up на «широкую полосу», оптическое волокно заменяет телефонные линии, а Wi-Fi вообще освобождает квартиру и офис от проводов. Холодильники и кофеварки подключаются к сети, и инженерам уже не хватает IP-адресов. Проектируются и запускаются новые мощные стандарты сотовой связи. Технологии совершенствуются такими темпами, что одно и то же поколение людей может пережить три-четыре локальных НТР. Но сам человек при этом не успевает поменяться, и поэтому не меняется контент, востребованный у аудитории. Он лишь упаковывается в более совершенную форму и доставляется более совершенным способом. Человечеству по-прежнему требуется общаться, развлекаться и искать информацию. И каждый новый гаджет будет лишь новым ключом к старым дверям.
Рейтинг востребованности мобильных услуг
Рейтинг |
Использование мобильного телефона |
Все (%) |
Мужчины (%) |
Женщины (%) |
1 |
Отправляли и читали SMS-сообщения |
72 |
77 |
68 |
2 |
Загружали мелодии, рингтоны |
43 |
45 |
42 |
3 |
Загружали картинки, логотипы |
32 |
32 |
33 |
4 |
Посещали WWW-сайты |
18 |
13 |
24 |
5 |
Читали анекдоты |
17 |
16 |
18 |
6 |
Читали новости |
15 |
11 |
19 |
7 |
Загружали игры |
13 |
8 |
18 |
8 |
Знакомились |
12 |
13 |
11 |
9 |
Участвовали в SMS-голосованиях |
12 |
15 |
9 |
10 |
Читали и отправляли e-mail |
10 |
7 |
14 |
11 |
Участвовали в SMS-викторинах |
7 |
9 |
6 |
12 |
Общались в чатах |
4 |
4 |
5 |
Рейтинг востребованности программ мобильного ТВ
Рейтинг |
Категория |
Все (%) |
Мужчины (%) |
Женщины (%) |
1 |
Новости |
41 |
36 |
44 |
2 |
Музыка |
33 |
36 |
30 |
3 |
Юмор |
27 |
26 |
27 |
4 |
Эротика |
20 |
8 |
28 |
5 |
Художественные фильмы |
17 |
14 |
19 |
6 |
Мультфильмы |
16 |
16 |
16 |
7 |
Спорт |
14 |
6 |
18 |
8 |
Домашнее видео |
8 |
7 |
9 |
9 |
Реалити-шоу |
7 |
10 |
5 |
10 |
Сериалы |
4 |
8 |
2 |
Данные опросов посетителей портала Rambler