0
1143
Газета Интернет Интернет-версия

22.07.2005 00:00:00

Коммерсанты обживают сеть

Тэги: интернет, развитие


интернет, развитие Источник: данные опроса пользователей портала Rambler, весна 2005 года

Уровень развития интернет-индустрии можно охарактеризовать множеством показателей – только в статистике Европейского союза их более 30. Среди основных параметров – общее количество пользователей интернета в стране, объем регулярной аудитории, число домашних и корпоративных пользователей, число хостов (компьютеров, подключенных к интернету), число абонентов широкополосной связи, число ресурсов, использующих SSL-протоколы, и общее число сайтов. Сравнение этих показателей в разных странах позволяет понять тенденции и общее состояние новой коммуникационной среды.

Российский сегмент интернета растет и количественно, и качественно. В киберпространство приходят новички, а более опытные пользователи предлагают новые виды активности и расширяют возможности интернета. Они все чаще воспринимают сеть как средство для быстрого и удобного решения практических задач и стремятся расширить круг этих задач, тем самым порождая спрос на новые, более качественные и разнообразные сервисы. В результате существующие ресурсы стремятся расширять спектр предоставляемых услуг, встречая серьезную конкуренцию со стороны вновь созданных проектов.

Общий объем российского сегмента сети проще всего измерить с помощью рейтинга Rambler’s Top100 (http://top100.rambler.ru). Общее количество участников этого рейтинга за год выросло на 19% и к июлю 2005 года составило 146,8 тысячи активных сайтов. Под активными сайтами имеются в виду ресурсы, где за неделю побывал хотя бы один посетитель. В семи категориях прирост за год превысил 30%, в 23 – превысил 20%.

Быстрее всего увеличивалась численность ресурсов в категориях сектора «Товары и услуги». Из десяти самых быстрорастущих категорий Rambler’s Top100 пять относятся именно к этому сектору: «Строительство» (39% прироста с июля 2004 по июль 2005 года), «Недвижимость» (37%), «Товары и услуги» (35%), «Реклама» (32%) и «Электронная коммерция» (23%). Общее число сайтов в категории «Товары и услуги» превысило 11 тысяч, в категории «Строительство» – 6 тысяч. Если же сохранятся 35-процентные темпы роста в более специализированной категории «Строительство», то уже к 2008 году в рунете появится 10 тысяч строительных сайтов.

В то время, как число сайтов, посвященных строительству и недвижимости, бурно растет, в одной из самых популярных категорий рейтинга – «СМИ и периодика» – рост практически отсутствует. Летом 1999 года число информационных ресурсов почти втрое превосходило число ресурсов в категории «Недвижимость», однако к лету 2005 года риелторских сайтов в интернете стало заметно больше, чем газетных.

Интернет как СМИ относительно освоен уже с начала этого столетия. Во многом дальнейшее развитие категории будет связано с продвижением широкополосной связи, а также с развитием самой культуры пользования сетью. А вот в промышленности и торговле все наоборот: оказалось, что для продажи недвижимости и стройматериалов интернет открывает совершенно новые возможности.

Эту тенденцию иллюстрирует и количественный бум в категории «Строительство». Особенно заметен рост числа строительных сайтов по сравнению с более умеренной динамикой в развлекательном секторе. Например, в одном из самых старых и крупных развлекательных разделов рунета – музыкальном. В 1999 году в российском интернете было в пять раз больше музыкальных ресурсов, чем строительных – 1097 против 239. Но число строительных ресурсов росло существенно быстрее и в настоящее время почти вдвое превосходит число ресурсов музыкальных – 6124 против 3708. При этом строительные сайты пользуются относительно умеренной популярностью – не более 10 тысяч посетителей в день, а музыкальные ресурсы ежедневно посещают до 40 тысяч человек.

Источник: данные рейтинга Rambler's Top100Российский интернет растет и качественно. Это наглядно демонстрируют устойчиво высокие темпы роста в трех категориях – «Фото», «Игры» и «Электронная коммерция». Активное развитие таких сайтов указывает на рост проникновения широкополосной связи и конвергенцию технологий. В качестве примера можно взять категорию «Фото». За год она выросла на 33% – это связано с тем, что все больше пользователей интернета пользуются цифровыми фотоаппаратами. Так, 46% из 49 тысяч пользователей рунета, принявших участие в февральском опросе на портале Rambler, ответили, что владеют цифровыми фотоаппаратами, в то время как 37% оказались владельцами пленочных камер. Еще у почти 8% опрошенных цифровая камера встроена в мобильный телефон.

Аналогичный опрос, проведенный в июле, продемонстрировал чрезвычайно быстрое изменение этих показателей. Доля обладателей цифровых фотоаппаратов выросла до 62%, доля обладателей пленочных – упала до 21%, а мобильный телефон со встроенной камерой есть уже у 9% пользователей сети. Разумеется, речь идет только о тех, кто принял участие в опросе, однако изменение соотношений говорит само за себя. По данным исследовательского агентства iKS-Consulting, рост продаж цифровых камер в 2004 году составил 265%, а общие продажи в 2005-м ожидаются на уровне 2,5 млн. камер.

Помимо фотографии, широкополосной связи требуют ресурсы категорий «Игры» (рост числа сайтов на 22%) и «Электронная коммерция» (рост на 23%). Одновременно с этим «Игры» вошли в пятерку самых популярных категорий российского интернета и генерируют 3,3% его трафика. Это означает, что игровых сайтов не просто много – эти сайты еще и пользуются заметным спросом. Суточная аудитория крупнейших из них вплотную приближается к 80 тыс. человек.

Медленнее всего (не более чем на 10% в этом году) растет число сайтов в общественно-политических категориях, а также в категориях, связанных со спецификой интернет-индустрии («Провайдеры», «Железо», «Компьютеры», «Программы»). Можно предположить, что эти категории уже насыщены ресурсами.

Быстро плодящиеся сайты коммерческой сферы занимают львиную долю российской паутины и продолжают наращивать свое присутствие. Если угодно, можно сформулировать этот факт по-другому: крупнейший сектор – сектор товаров и услуг – одновременно и самый быстрорастущий. Он стартовал позже развлекательного, но к весне 2003 года догнал его по числу сайтов, а затем вышел в лидеры. При этом опережающий рост коммерческого сектора продолжается по сей день. Фактически сегодня каждый четвертый сайт российской сети относится к сектору «Товары и услуги» (по классификации Rambler’s Top100).

Однако рост числа соответствующих сайтов – далеко не единственное доказательство того, что традиционный – и в первую очередь малый – бизнес продолжает осваивать интернет. Об этом свидетельствуют и данные опросов, и опережающий рост числа регистраций доменов на физические, а не на юридические лица, и неослабевающий поток отечественного спама, и высокий спрос на исследования коммерческих секторов рунета.

При этом социально-демографический состав пользователей сети тоже заметно меняется. По данным опросов, проведенных на портале Rambler осенью 2001 года, около 13% пользователей интернета были заняты в торговле и сфере услуг, еще 14% – в промышленности и строительстве. Через три с половиной года, весной 2005-го, картина выглядит совсем по-другому: доля пользователей, занятых в торговле и сфере услуг, возросла почти до 27%, а доля занятых в промышленности и строительстве – почти до 22%. При этом среди пользователей сети стало заметно меньше «гуманитариев» и «ученых»: доля сотрудников СМИ упала с 7,5% до 4,5%, а доля работников научной и культурной сфер – с 12% до 4%.

Сегодня типичный пользователь российского интернета – это предприниматель. Из информационной, коммуникационной, развлекательной среды для ученых, журналистов и работников IT-индустрии российский интернет постепенно превращается в розничную торговую площадку. Фактически все обсуждаемые показатели позволяют отслеживать инновационный процесс распространения электронной коммерции в Российской Федерации. Процесс этот оказался продолжительным, что позволяет измерить большое количество статистических показателей – число ресурсов, аудиторию сектора, социальный и профессиональный состав аудитории – и построить количественные модели, предсказывающие дальнейшее поведение этих показателей.

Рейтинг Категория Число сайтов (июль 2005 г.) Темпы прироста за год Сектор
1 Строительство 6124 39% Товары и услуги
2 Недвижимость 2100 37% Товары и услуги
3 Техника 2124 37% Наука и техника
4 Товары и услуги 11273 35% Товары и услуги
5 Фото 1970 33% Культура и искусство
6 Реклама 1985 32% Товары и услуги
7 Транспорт 1658 29% Места и люди
8 Сервисы 1187 26% Компьютеры и интернет
9 Природа 1188 24% Увлечения и отдых
10 Электронная коммерция 2123 23% Товары и услуги

Темпы роста количества сайтов в 10 самых быстрорастущих категориях рейтинга Rambler's Top100 с июля 2004 по июль 2005 года


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1298
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
825
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
589
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
821

Другие новости