В последнее время большинство статей «об интернете» журналисты посвящают новому «географическому» сервису компании Google, Inc. Публикации на «карточную» тему появились практически во всех ведущих западных и отечественных онлайновых и офлайновых СМИ, а репортажи о новом проекте Google показали многие телеканалы. Даже Washington Post, чьей визитной карточкой считаются материалы по политико-экономической тематике, в начале этого месяца опубликовала большую статью с подробным описанием нового сервиса и его возможностей. Ну а многочисленные пользователи с небывалым энтузиазмом принялись изучать терра инкогнита, открытую им лидером всемирной паутины.
А посмотреть и вправду есть на что. Картографический сервис http://maps.google.com и раньше представлял собой отличный пример использования современных интернет-технологий для предоставления картографической информации. Google Maps показывает все населенные пункты и дороги на территории США, а в крупных городах – улицы, дома, гостиницы, рестораны и театры. Более того, предоставив Google точный адрес интересующего вас объекта, вы получите подробную карту окрестных улиц, а при необходимости – точную схему проезда с указанием основных развязок, поворотов и наиболее приметных ориентиров движения. Лаконичный дизайн и отлично продуманные инструменты поиска сделали Google Maps популярным среди многих пользователей, хотя большая их часть, конечно, сосредоточена в пределах США.
Google не зря считается лидером всемирной паутины. Весной 2005 года Google Maps пополнился спутниковыми фотоснимками нашей планеты, а чуть позже было объявлено о выпуске отдельной бесплатной компьютерной программы для просмотра снимков Земли из космоса. Эта программа получила название Google Earth.
Поначалу скромная ссылка Satellite в правом верхнем углу страницы Google Maps не обещала ничего необычного, но оказалось, что за ней, как за холстом в каморке старого папы Карло, в буквальном смысле скрывается целый мир: снимки нашей планеты из космоса, на которых по мере их увеличения можно разглядеть не только материки и острова, страны и города, кварталы и улицы, но для крупных городов, включая Москву и Санкт-Петербург, – отдельные дома, деревья и даже автомашины!
Сказать, что сайт мгновенно стал популярным, значит не сказать ничего. Пользователи пересылают друг другу ссылки на «космические» фотографии своего дома и сада, ищут снимки Эйфелевой башни, египетских пирамид или бункера Саддама. Один человек с помощью Google Earth даже устроил своему ребенку полуторачасовую экскурсию по Москве. В форумах активно обсуждается время съемки (это можно определить по наличию или отсутствию «свежих» построек) и точность снимков. Многих интересует вопрос, не могут ли эти фотографии быть использованы при подготовке новых терактов, подобных 11 сентября...
А между тем у «космического взгляда» на Землю – давняя история, в том числе и в интернете. Еще до того, как человек полетел в космос, снимки Земли, тогда черно-белые, делали наши и американские спутники. Фраза Юрия Гагарина о том, как прекрасна наша планета из космоса, неоднократно подтверждалась любительскими и полупрофессиональными снимками советских космонавтов и американских астронавтов. В космос слетали практически все известные марки фотокамер. Американцы на Луне использовали камеры Hasselblad с цейссовской оптикой. Они оставили на Луне в общей сложности дюжину этих камер – слишком дорого оказалось возвращать их на Землю.
Настоящий расцвет «космического фотоискусства» пришелся на пик холодной войны. Тогда и СССР, и США стали активно использовать спутниковую фотосъемку не только в научно-исследовательских, но и в военных целях. Подобные методы разведки и слежения неоднократно описаны и показаны в многочисленных боевиках и триллерах. А уж истории о том, как со спутника можно прочитать номер машины, заголовок газеты и, более того, в реальном времени подсказать суперагенту, из-за какого угла на него нападут враги, стали обязательными для шпионских романов – и хороших, и посредственных.
Соответствует это действительности или нет, мы вряд ли узнаем, пока за давностью лет не будут рассекречены архивы разведок. Но и мирное применение космической фотографии достойно не меньшего восхищения. Именно с помощью многочисленных советских спутников, запущенных исключительно «в интересах народного хозяйства», оценивался будущий урожай (за который в любом случае предстояло бороться), обнаруживались очаги лесных пожаров, готовились карты ледовых проводок судов по Северному морскому пути. Кроме того, снимки с метеоспутников долгие годы служили эффектным фоном для ведущих, «вравших погоду по телевизору».
Распространение интернета сделало космические снимки Земли доступными не только ученым, но и многочисленным любителям астрономии. Не осталось в стороне и Национальное космическое агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA), запустившее в 1998 году проект Crew Earth Observation (http://eol.jsc.nasa.gov) с коллекцией снимков Земли, сделанных астронавтами США.
Однако прорывом в развитии космической фотографии стал запуск в 1999 году с американской базы ВВС Ванденберг спутника Ikonos. Это был первый в истории мировой космонавтики коммерческий спутник, предназначенный для детальной фотосъемки Земли из космоса. В разработке и финансировании проекта Ikonos принимали участие крупнейшие корпорации, в том числе Lockheed Martin, Mitsubishi, Hyundai, а владельцем и оператором спутника стала американская компания SpaceImaging. Менее чем через месяц после старта публике продемонстрировали первые результаты – на сайте компании появились цветные, с разрешением около метра, снимки центра американской столицы. В начале 2000 года компания SpaceImaging начала принимать, в том числе и через интернет, заказы на фотосъемку. Цены на эту услугу варьировались от 30 до 44 долл. за квадратный километр. Правда, сумма заказа должна была быть не менее тысячи долларов. Заказ можно было оформить прямо в сети, просмотрев доступные архивные снимки, и через некоторое время стать счастливым обладателем спутниковой фотографии интересующего участка земной поверхности. По-видимому, бизнес-модель SpaceImaging оказалась вполне успешной, поскольку в последующие годы были запущены еще несколько коммерческих фотоспутников, в том числе и Quickbird с рекордным на сегодняшний день разрешением камеры – 2 фута (60 сантиметров).
Интересно, что с юридической точки зрения просмотр и доступ к таким данным в России должен быть ограничен. Согласно действующему законодательству, определение координат объектов с точностью более 30 м должно происходить только под грифом «Секретно». Возможно, подобное ограничение и было оправданно в начале 80-х годов прошлого столетия, но с развитием современных технологий, когда системы спутниковой навигации серийно устанавливаются на автомобилях, такая позиция выглядит по меньшей мере нелепо.
И военные начинают это понимать: в конце июня в Министерстве транспорта РФ прошло заседание коллегии, на котором обсуждалась проблема создания в стране современной системы топографического и навигационного обеспечения. Именно на этом заседании прозвучали заявления военных топографов о том, что в ближайшее время Минобороны планирует снять запрет на определение высокоточных координат объектов. Тогда же представители Минобороны обнародовали предложение снять гриф секретности с данных спутниковой фотосъемки с разрешением до одного метра – сейчас несекретными являются только снимки-двухметровки.
Однако не подлежит сомнению тот факт, что запреты российского Минобороны не распространяются на территорию США и, соответственно, на компанию Google Inc. Уже сегодня на Google Maps любой пользователь глобальной сети может просмотреть спутниковые фотоснимки Москвы с запретным разрешением в один метр и увидеть, как выглядит из космоса его дом, двор, улица... А комментариев от российских военных до сих пор не последовало.
Применение фотоизображений в картографических сервисах в последнее время становится все более популярным. Незадолго до «космического старта» Google бета-версию своего картографического сервиса представила на суд публики компания Amazon (http://beta.maps.amazon.com). В отличие от ставших традиционными интернет-карт, сервис Amazon дает возможность взглянуть на географическую точку глазами прохожего – рядом с картой показываются фотографии, сделанные с выбранной пользователем точки. Путешественнику теперь не надо искать название улицы или считать кварталы – нужное здание офиса или ресторана можно просто «узнать в лицо». И хотя новый сервис показывает пока только карту Сиэттла, армия поклонников maps.amazon.com растет в геометрической прогрессии.
Характерно, что появившиеся в сети картографические сервисы не используют никаких революционных новых технологий – продукция Ikonos доступна свыше пяти лет, а для просмотра карт используется обычная программа-браузер. Тем не менее широкая аудитория узнала о них только сейчас – когда крупные игроки интернет-рынка смогли упаковать эти данные в удобную для рядовых пользователей форму и опубликовали в привлекательном виде. Вероятно, это лишнее подтверждение того, что интернет как среда все более движется от закрытого клуба высоколобых интеллектуалов в сторону концерта на Васильевском спуске, когда многое, если не все, определяется удобством для пользователя, качеством звука и популярностью выступающей группы. Хорошо это или плохо – вопрос спорный, но то, что с помощью Google Maps интернет, и в том числе российская его часть, переживает эпоху Великих географических открытий – безусловно.