0
1634
Газета Интернет Интернет-версия

24.06.2005 00:00:00

Большая перемена

Тэги: интренет, рамблер, опрос, образование


интренет, рамблер, опрос, образование

Каждую весну тысячи молодых людей покидают стены родных школ и делают свои первые шаги во взрослой жизни. Конец июня – горячая пора для выпускников и их родителей, педагогов и репетиторов, сотрудников приемных комиссий вузов. Это пора тополиного пуха, выпускных балов, получения аттестатов, подачи документов. Момент истины для «преподавателей вузов с гарантией поступления» и тех, кому «платят только поступившие».

Именно в это время бывшие школьники с заботливо собранной папочкой документов делают решающий шаг на порог приемной комиссии и превращаются во взволнованных абитуриентов. Для одних этот шаг знаменует собой преодоление первой карьерной ступени – с бесконечным изматывающим репетиторством, посещением олимпиад, дней открытых дверей, бесконечными вариантами письменных экзаменов прошлых лет и страхами перед собеседованием, на котором «непременно зарежут, потому что у них план, а у меня – пятый пункт». Для других выбор вуза сродни «нелегкому» решению, куда пойти в пятницу вечером – чтобы друзья вокруг, клуб престижный да тусовка что надо... Впрочем, у нынешних абитуриентов скорее всего в ходу совсем другие термины.

Как известно, «каждый выбирает по себе», и для одних главным условием становится возможность получить интересную специальность, для других – высокооплачиваемую или престижную профессию. За некоторых все решают родители или знакомства в вузе, другие все внимание концентрируют лишь на приемлемом проходном балле или возможности устроить личную жизнь (помню, как я завидовал «всему богатству выбора» одноклассника, поступившего в пединститут, и как удивлялся тому, что «альтернативы нет» – одноклассник на втором курсе женился на старой школьной знакомой). И хотя на первый взгляд вступительные экзамены в вуз выглядят как конкурс, когда будущая alma mater придирчиво выбирает лучших, на самом деле этот выбор можно назвать взаимным – сначала мы выбираем вуз, а потом вуз выбирает нас.

Каковы же критерии выбора вуза, насколько они оказываются оправданными три, пять, десять, тридцать лет спустя? Ответы на эти вопросы интересовали организаторов опроса посетителей интернет-портала Рамблер. В преддверии вступительных экзаменов в вузы опрос под «говорящим» названием «Высший выбор» собрал мнения 17 тысяч человек о том, что именно было для них главным критерием при выборе вуза и как изменилось (если изменилось) это видение сегодня. Результаты опроса представлены в виде графика.

Выяснилось, что свыше 40% респондентов при выборе вуза руководствовались интересом к будущей специальности, а еще примерно около 10% – престижностью профессии. Для 9% решающим было мнение родителей, примерно столько же сочло главным фактором доходы будущей специальности. Около 5% опрошенных признались, что поступали «по блату» (то есть главным в выборе оказалось наличие «лапы» в вузе), столько же поступали просто «за компанию». 4% сочли главным фактором возможный карьерный рост, остальные мотивы, включая полномочия будущей профессии и возможность устроить личную жизнь, набрали менее 3% голосов.

При анализе ответов на следующий вопрос – «а чем бы люди руководствовались сейчас, выбирая вуз?» – картина заметно изменилась. Но первом месте со сравнимым результатом (около 38%) по-прежнему профессиональные интересы и знания, а вот на второе место выдвинулись соображения доходности (29%), обогнав карьерный рост (12%) и престижность профессии (8%). Все остальные варианты ответов набрали каждый менее 3% голосов.

В ходе опроса респондентам также был задан вопрос о времени их поступления в вуз. Это дало возможность при обработке результатов пусть достаточно грубо, но все же разделить всех отвечавших на несколько больших групп – абитуриентов нынешних и будущих, нынешних студентов, студентов «рубежа веков», студентов 90, 80 и даже 70-х годов прошлого века – и посмотреть, чем они руководствовались при выборе профессии и насколько правильными они считают эти мотивы сегодня.

Удивительно, но, несмотря на весь прагматизм нашего времени, интерес к будущей специальности по-прежнему остается главным аргументом при выборе профессии. Однако, если в 70-е годы около 60% поступающих в вузы руководствовались только интересом к будущей профессии, то среди нынешних студентов только каждый третий ставит это во главу угла. Сегодня к «просто» интересу примешивается интерес к доходу, увеличившись со скромных 4% у «семидесятников» до 14% (почти каждый седьмой) у нынешних студентов, и карьере – 2% у семидесятников и 8% у нынешних студентов. Несколько выросла доля престижа профессии при неизменном весе мнения родителей – около 10%. Интересно, что у студентов «рубежа веков» существенно большую роль при выборе играли соображения конкурса и проходного балла, а также наличия знакомств в вузах – альтернатива «вуз или армия и Чечня» приводила к результату «любой студбилет любой ценой».

Если рассматривать ответы разных поколений студентов на вопрос о приоритетах выбора вуза сейчас, то разница между поколениями не так заметна. Все ставят на первое место профессиональные интересы, на второе – доходы, на третье – соображения карьерного роста. Правда, «семидесятники» и тут оказываются романтиками – в их ответах престижность профессии ценится выше карьерных возможностей. А вот для студентов 80-x годов доходы практически сравнялись по важности с интересом к специальности – вероятно, для них, нынешних наиболее социально активных россиян, проблема «добычи всеобщего эквивалента» стоит особо остро. Да и молодежь начинает теснить по службе...

А что же абитуриенты будущие и нынешние? Чем руководствуются они при выборе специальности? Если говорить кратко, то их мотивы – это смесь романтизма семидесятников и прагматизма нынешних студентов. Судите сами – чуть меньше половины абитуриентов-2005 выбирают вуз, основываясь на интересе к профессии, но при этом около 30% во главу угла ставят либо доход, либо престиж специальности. Только 6% считаются при этом с мнением родителей (зачастую тех самых «семидесятников»). И если нынешние абитуриенты достаточно реалистично рассматривают проходной балл и конкурс как основной фактор выбора в 6% случаев, то у абитуриентов потенциальных – нынешних десяти- и девятиклассников – проходной балл вообще не фигурирует в системе ценностей (менее 1%). Эх, молодо-зелено... Хотя, с другой стороны, – может быть, это один из индикаторов «нового общества», в котором диплом уже не является альтернативой погонам и тем более не выступает в роли «сохраняющего жизнь». Кто знает...

У читателя уже, наверное, формируется вывод, что суровая правда жизни существенно корректирует взгляды и принципы когда-то наивных абитуриентов и потребность в хлебе насущном, карьерном росте и престижной профессии – основное, что надо принимать во внимание юношам (да и девушкам тоже), обдумывающим житье. Безусловно, это так, но помимо этого лежащего на поверхности, циничного вывода хотелось бы акцентировать внимание на нескольких позитивных моментах. Во-первых, основным фактором выбора вуза все-таки был и остается интерес к профессии. Во-вторых, рост внимания к доходам и престижу специальности – фактор положительный, помогающий создавать и развивать нормальный рынок трудовых ресурсов. И в-третьих, если сейчас на вопросы в интернете отвечают абитуриенты сегодняшние, значит, их родители, студенты семидесятых и восьмидесятых, «все правильно сделали» – смогли получили специальность, нашли работу, создали семью, вырастили и воспитали детей и даже купили им компьютер... А то, что сейчас хочется «как лучше», – так ведь всем родителям всегда этого хочется. Вы же помните, студенты 70-х?

Как учились сильные мира сего

Владимир Путин. Больше всего будущий президент ненавидел физику, математику и химию. Учителя считали его слишком шустрым и неорганизованным. За неудовлетворительное поведение его не сразу приняли в пионеры. Разгильдяйство продолжалось класса до шестого. Потом будущий глава государства взялся за ум и с тех пор начал учиться без троек.

Джордж Буш-младший. Уже за первую письменную работу по литературе, написанную в Андоверском университете, Буш получил ноль с грозным комментарием преподавателя: «Отвратительно! Позор!» Каково же было удивление сокурсников и тем более педагогов, когда двоечник Джордж поступил в Йельский университет. Впрочем, по-другому и быть не могло – ведь именно на этой «фабрике американского истеблишмента» учился Буш-старший.

Герхард Шрёдер. Считал учебу абсолютно бесполезным времяпрепровождением. В 14 лет он и вовсе бросил школу, решив, что пора зарабатывать деньги. Однако вовремя понял, что без образования добиться успехов будет сложно. С трудом поступил на юридический факультет Геттингенского университета. Учеба шла со скрипом. «Хорошо, что хоть писать умеет без ошибок», – пошутил как-то брат канцлера Лотар Фесселер.

Ким Чен Ир. В 8 лет его отправили в школу. Учился неплохо – педагогов поражал его сверхвысокий уровень интеллекта, или IQ, как сказали бы сегодня. Однако, еще будучи школьником, маленький Ким стал заядлым курильщиком и пристрастился к спиртному.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
565
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
576
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
461
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
314

Другие новости