Конвергенция мобильной связи и телевещания стала очередным этапом глобальной «цифровой эволюции». Дисплей мобильного телефона сегодня уже называют «третьим экраном», после экрана телевизора и монитора компьютера. Причем мобильный телевизор всегда под рукой, его можно смотреть в любом месте. Программы «сотового» телевидения доступны в любое удобное время: не успели посмотреть любимую передачу в прямом эфире – можете скачать ее запись из видеоархива. Телезрители сами выбирают, что и когда смотреть. Кроме того, мобильное телевидение обладает огромными интерактивными возможностями.
Появление мобильного телевидения стало возможным благодаря потоковому видео – технологии сжатия и буферизации данных, которая позволяет передавать видеоинформацию в режиме реального времени по беспроводным сетям. При этом пользователю не приходится ждать полной загрузки файла на мобильное устройство: пересылка данных идет непрерывным потоком в виде последовательности сжатых пакетов и проигрывается по мере того, как передается на сотовый телефон. Стоит отметить, что именно этот принцип лежит в основе всех интернет-коммуникаций. Мобильные телефоны не обладают собственными ТВ-ресиверами, поэтому видеосигнал на них приходит так же, как и электронная почта в ваш ящик, – маленькими пакетами данных.
Для просмотра потокового видео требуется мобильный аппарат со встроенным видеопроигрывателем, который декодирует данные и выводит расшифрованное изображение на экран.
Зарубежный опыт
Мобильное телевидение транслируется сегодня во многих странах мира. Так, уже больше года в нескольких мобильных компаниях США действует сервис MobiTV. За 10 долларов в месяц его пользователи могут просматривать программы более двадцати каналов, включая MSNBC, CNBC, NBC (Mobile), ABC News, CNET, Fox Sports и Discovery Channel. На сегодняшний день к услуге MobiTV подключилось около 400 тыс. абонентов.
В Европе мобильный оператор Vodafone, объявив в ноябре 2004 года о запуске сетей третьего поколения (3G) одновременно в тринадцати странах, выбрал в качестве их продвижения услугу «Мобильное ТВ», предлагающую доступ к новостным и спортивным программам, а также к трейлерам фильмов, анимации и одноминутным «мобизодам» популярного телетриллера «24».
Несомненными лидерами в области мобильного ТВ являются Южная Корея и Япония. Недавно сотовые телефоны в этих странах начали принимать уже и спутниковые телеканалы. По прогнозам компании Media Broadcasting, запустившей спутниковое вещание на мобильные устройства, за первые три года число ее подписчиков достигнет полутора миллионов человек.
Мобильное телевидение в России
Уже в течение 9 месяцев услугу «Мобильное телевидение» предоставляет сеть «Мегафон». Для просмотра доступны телеканалы «Рамблер-ТВ» (научно-популярные и развлекательные программы), «РБК-ТВ» (деловые новости), «ТДК» (Телевизионный дамский клуб), музыкальные каналы «Муз-ТВ» и Neo-TV, а также Style-TV (телеканал обо всем модном и стильном). В планах «Мегафона» – увеличение числа транслируемых каналов, а также предоставление новых видеосервисов. Для получения телепрограмм нужно, чтобы телефон мог воспроизводить потоковое видео с помощью проигрывателя Real One Player и поддерживал передачу данных через GPRS. Услуга стоит 19 долларов в месяц, и на данный момент к ней подключилось около 20 тысяч пользователей.
Мобильное телевидение хочет запустить и Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС), которая сейчас тестирует трансляцию на базе GPRS и собирается заинтересовать в этом руководителей основных российских телеканалов.
Поколение «Три»
Однако эксперты считают, что GPRS и даже более быстрая сеть EDGE не приспособлены для передачи телевизионных сигналов высокого качества и не выдерживают объема передаваемой информации при одновременном подключении к ней большого количества абонентов. Другое дело – сети третьего поколения, которые предназначены для передачи мультимедийного контента. В Японии и Южной Корее они действуют уже с 2001 года, а сейчас распространяются в США и странах Европы. «Мегафон» тоже готов перешагнуть в третье поколение мобильной связи.
Правда, по мнению аналитиков, потоковое видео даже через сети третьего поколения – не идеальный вариант для мобильного вещания. Большие надежды возлагают на специальный стандарт цифрового мобильного ТВ – DVB-H (Digital Video Broadcast-Handheld), который был принят в Европе осенью прошлого года. За счет использования интернет-протокола передачи данных (IP Datacasting) DVB-H позволяет передавать в 10–15 раз больше телепрограмм, чем действующий сейчас в Европе стандарт DVB-T. Телесигнал посылается один раз и может приниматься одновременно всеми мобильными пользователями. Эта технология намного дешевле, чем потоковое видео через GPRS, EDGE или 3G, а качество вещания такое же, как и у обычного телевидения. А поскольку DVB-H комбинирован с интернет-протоколом, то зрители получают доступ не только к теле- и радиопрограммам, но и к веб-страницам.
Тестирование формата DVB-H уже прошло в Берлине под руководством компании Nokia совместно с Philips, Vodafone и Universal Studios Network Germany. Цель проекта Broadcast Mobile Convergence (BMCo) – показать, что мобильное вещание не «двойник» обычного ТВ, а коммуникационный канал с многочисленными интерактивными сервисами. Например, в передаче «Get the Clip» («Получи клип») участники проекта могли через SMS голосовать за музыкальный клип, который они хотели бы увидеть. Наибольший интерес у респондентов проекта BMCo вызвал мультимедийный гид по Берлину «What’s up». В разделе «Киноафиша» пользователь выбирал фильм, а затем мог прокрутить на «мобильном» экране трейлер этой картины, прочитать рецензию на нее и даже заказать билет на сеанс в ближайший кинотеатр.
С технической точки зрения коммерческая эксплуатация такого мобильного интерактивного ТВ станет возможна только с 2006 года. Как заявил менеджер проекта BMCo профессор Клаус Заттлер, «исследование показало, что конвергенция цифрового телевещания и мобильных сетей дает огромные возможности для бизнеса. В то же время мы осознали, что предстоит решить еще много проблем, прежде чем выводить новую технологию на рынок. Поэтому мы активно ведем переговоры с нашими политическими и отраслевыми партнерами».
Еще одну опытную зону мобильного вещания через DVB-H компания Nokia запустила в марте 2005 года в Хельсинки. В пилотном проекте принимают участие 500 пользователей смартфонов Nokia 7710, операторы сотовой связи и ведущие финские телекомпании. Вдобавок к местным и международным телеканалам смартфоны будут принимать радиопрограммы, дополнительную информацию из интернета о телепередачах, спортивные новости и сводки погоды. Кроме того, тестирование стандарта DVB-H пройдет летом и в Оксфорде.
Новые формы
При выборе программ для трансляции на «карманные» телевизоры необходимо учитывать миниатюрность их экранов. Очевидно, что надо делать упор на крупные планы лиц героев и детальные изображения. Текст на экране также должен быть крупным. Об этом уже позаботился один из каналов, доступных подписчикам MobiTV, – NBC Mobile, который перерабатывает новости NBC специально для формата мобильного телевизора.
Передачи для «сотового» вещания должны быть короче обычных программ: пользователь будет проводить меньше времени перед экраном портативного телевизора, чем перед обычным «ящиком». Прежде всего будут востребованы короткие выпуски новостей, музыкальные клипы и трейлеры фильмов.
Чтобы мобильное телевещание пользовалось популярностью, его содержание должно быть в какой-то степени уникальным. Например, запускаемые мобильной компанией Vodafone одноминутные «мобизоды» телетриллера «24» – это то, что раньше никогда не показывалось по телевизору. Интересно, что американский оператор сотовой связи Verizon Wireless тоже планирует транслировать для своих абонентов короткие «мобизоды», снятые по мотивам двух популярных «мыльных опер». Возможно, вслед за «мобизодами» появятся и другие жанры мобильного телевидения.
По мнению менеджера проекта BMCo Клауса Заттлера, «если рекламодатели хотят получить выгоду от использования потенциала мобильного ТВ, то они должны подумать о новых формах рекламы». Во время тестирования в Берлине большая часть пользователей высказалась против длинных рекламных блоков. Однако респонденты согласились смотреть рекламу в виде коротких клипов или спонсорства, если при этом будет снижена плата за услугу мобильного телевидения.
Клаус Заттлер также отметил, что реклама для мобильного ТВ может быть интерактивной. Кроме того, в качестве рекламы можно использовать и трейлеры фильмов.
Но пока аудитория сотового вещания не так велика, и рекламодатели не спешат рассматривать его в качестве дополнительного медианосителя. Однако представьте себе будущее этого средства информации и прибыли игроков нового рынка, если лет через пять–десять у половины населения нашей планеты будут мобильные телефоны и хотя бы половина этих телефонов будет оснащена телевизионными приемниками...