Для пользователей электронные библиотеки уже сегодня стали незаменимым источником общедоступной информации.
Фото Сергея Кормихина
Во всем мире идет активный процесс создания цифровых коллекций самых разнообразных материалов, составляющих информационный ресурс человечества: научных и архивных документов, печатных материалов, музейных экспонатов. Эти коллекции, обычно доступные через интернет, принято называть электронными библиотеками. Практически все развитые страны приняли национальные программы создания электронных библиотек, реализуются также и масштабные международные проекты. Не так давно президент Франции Жак Ширак выступил с амбициозным проектом создания французской национальной электронной библиотеки. Не последнюю роль в этом проекте играет нескрываемое желание национальной элиты противопоставить французскую культурную традицию англоязычной, прежде всего американской, экспансии в интернете. Однако главное в другом: электронные библиотеки во всем мире справедливо рассматриваются как одно из самых эффективных вложений в развитие человечества. При относительно небольших затратах электронные библиотеки позволяют получить доступ к научной, культурной, образовательной информации миллионам пользователей интернета.
Как же обстоит дело в России, которая обладает богатейшими в мире информационными ресурсами? Несмотря на все потрясения последних лет, российская библиотечная сеть является одной из крупнейших в мире, а наша Российская государственная библиотека по праву считается крупнейшей в Европе и второй в мире после Библиотеки Конгресса США. Громадные ресурсы хранят также российские архивы и музеи, фонды научных институтов, университетов, другие информационные хранилища. При этом основная часть информационных ресурсов страны осталась в государственной собственности.
═
Молчание ведомств
═
В настоящее время общее количество общедоступных массовых и научно-образовательных электронных библиотек в российском сегменте интернета составляет не менее 400. Небольшие электронные полнотекстовые собрания, создаваемые отдельными лицами, а также встроенные в тематические ресурсы и сайты организаций исчисляются тысячами. Можно предположить, что темпы развития электронных коллекций, создаваемых в различных областях науки, образования и других сферах деятельности, в ближайшие годы будут возрастать, что вытекает из распространения интернета и общего роста компьютеризации страны.
Однако масштабы, уровень и качество организации деятельности по созданию электронных библиотек России резко уступают этому уровню в большинстве развитых стран мира. Косвенным показателем нашего уровня можно считать 62-е место в мире по развитию информационных технологий, на которое поставил Россию в своем недавнем исследовании Всемирный экономический форум.
Что же мешает быстрому развитию одного из самых перспективных направлений информационной деятельности?
Поскольку речь идет о бюджетном секторе, который, как известно, страдает от хронического безденежья, первой приходит мысль о деньгах. Действительно, денег на это направление выделяется крайне мало, даже по сравнению не только с США, Германией или Японией, но и с такими странами, как Италия, Новая Зеландия или Швеция. При этом федеральные ведомства, которые в основном курируют Федеральную целевую программу «Электронная Россия» (Минэкономразвития и Росинформтехнологий), вообще игнорируют проблему информационных ресурсов. Некоторые, очень небольшие средства выделяют Роснаука, РАН, Роскультура. Относительно большие средства на это направление были выделены в рамках ФЦП «Развитие единой информационно-образовательной среды», однако специалисты весьма критично оценивают эффективность использования этих средств.
В целом же большинство проектов электронных библиотек России не имеет надежных постоянных источников финансирования, и их создатели вынуждены изыскивать средства, где только можно. Ярким примером успешного и малобюджетного проекта является известная библиотека Максима Мошкова, которую ежедневно посещают свыше 30 тыс. человек. Эта библиотека комплектуется усилиями добровольцев, присылающих в библиотеку оцифрованные произведения.
Есть и другая организационно-финансовая проблема. Достать бюджетные деньги на разработку новой электронной библиотеки можно, а вот получить средства на постоянное поддержание уже созданного проекта не удавалось еще никому. Наиболее яркий пример – это Научная электронная библиотека зарубежной периодики (elibrary.ru), получившая большую популярность среди ученых. Финансировал ее Российский фонд фундаментальных исследований, однако Счетная палата нашла, что это противоречит уставу фонда, и теперь перспективы библиотеки выглядят крайне неопределенными. Хотя этот проект мог бы быть поддержан такими ведомствами, как РАН, Роснаука и Рособразование, с большой пользой для российской науки.
═
Право в цифровой среде
═
Все эти проблемы усугубляются вечной российской бедой – отсутствием всяческой координации между ведомствами. Держатели первичных информационных ресурсов (библиотеки, архивы, университеты и т.д.) рассеяны по всем ведомствам, и договориться о консолидированном финансировании даже тех проектов, в которых заинтересованы многие ведомства, оказывается почти невозможно. Один из вариантов решения этой проблемы – создание специализированного фонда, предназначенного для поддержки информационных ресурсов научно-образовательного характера. Однако эффективным такой фонд может стать, только если управление им будут осуществлять профессионалы, способные оценить качество создаваемых ресурсов.
Организационно-финансовые проблемы – не единственные: весьма болезненной для электронных библиотек является и правовая ситуация. Главная трудность в том, что российскому законодательству вообще неизвестно такое понятие, как «электронная библиотека». Если обычная библиотека по закону является учреждением, то есть субъектом правоотношений, то электронная библиотека выступает чаще в качестве объекта. При этом по характеру хранящейся информации электронная библиотека может быть скорее архивом, музеем, массивом научной информации, справочной базой данных, картографическим фондом и т.д., чем обычной библиотекой. Как в этих случаях будут определяться права и обязанности ее владельцев – в большинстве случаев неясно.
Однако основной правовой проблемой, по поводу которой в последнее время бушуют страсти, является авторское право. Существующее законодательство фактически требует от держателей электронных библиотек выполнения издательских функций, включая заключение письменных договоров с обладателями авторских имущественных и неимущественных прав на произведения, размещаемые в библиотеках. Эту роль публичные электронные библиотеки выполнять практически не могут – им не хватит ни финансовых, ни технических возможностей. Существует, впрочем, модель коллективного управления правами, но она пригодна в основном для коммерческих библиотек, предоставляющих платный доступ к своим фондам.
Возникает принципиальное противоречие между публично-правовыми принципами деятельности публичных библиотек, имеющими в виду общественную пользу, и частным правом, на основе которого действует издательский бизнес. Поиск баланса между этими подходами – задача очень сложная, и, похоже, универсального решения здесь не существует. Прежде всего нужно законодательно разграничить деятельность публичных бесплатных и коммерческих платных библиотек и соответственно публичных и коммерческих услуг. Сделать это очень непросто, но даже если удастся, то останется другая проблема – правовое регулирование оказания публичных услуг в цифровой среде.
Один из подходов, который представляется наиболее перспективным, – это приобретение прав на некоммерческое использование произведений в публичных электронных библиотеках государством или некоммерческими фондами, участвующими в финансировании создания произведений. Этот подход широко используется за рубежом, особенно применительно к научно-образовательным произведениям. Он позволяет, кроме того, путем прямого комплектования библиотек изданиями в цифровой форме (обычно в форме оригинал-макета) значительно снизить затраты на создание и ведение этих библиотек – исключается трудоемкий процесс оцифровки. Однако в нынешних условиях возможно приобретение таких прав только на часть социально значимой информации. Пока проблема далека от разрешения, и в результате мы имеем множество судебных процессов по поводу соблюдения авторских прав в электронных библиотеках, что существенно тормозит развитие этого перспективного социального института.
Одна из важнейших социальных функций электронных библиотек – это обеспечение сохранности цифрового культурного наследия. Действительно, высокая динамика и массовый характер создания электронных информационных ресурсов, особенно в интернете, приводит не только к появлению, но и к быстрому исчезновению множества ценных и социально значимых ресурсов. По оценке экспертов, средняя продолжительность жизни интернет-ресурсов не превышает двух лет. Этой проблемой всерьез озаботилась ЮНЕСКО, принявшая хартию «О сохранности цифрового наследия». Этот документ подписала и Россия, однако никаких практических шагов в этом направлении пока не предпринято. Неизвестно даже, какой государственный орган отвечает за эту проблему, хотя всем очевидно, и об этом прямо говорится в хартии, что без участия государства проблема не может быть решена.
═
Дело самих утопающих
═
Проблем, которые волнуют специалистов по электронным библиотекам, еще очень много, однако все эти проблемы являются частными по отношению к главному вопросу: как должна быть организована деятельность по созданию электронных библиотек в России? За последние годы было предпринято несколько попыток придать этой деятельности форму межведомственной или федеральной целевой программы. Однако все эти попытки оказались безуспешными – отчасти из-за безразличия государственных органов, отчасти из-за бесконечных административных перетрясок. Стало очевидным, что единственный возможный способ добиться какого-то прогресса в этом направлении – это самоорганизация.
В результате группа заинтересованных организаций во главе с Российской государственной библиотекой учредила некоммерческое партнерство «Электронные библиотеки» (НП ЭЛБИ), которое должно стать главным двигателем процессов самоорганизации сообщества.
Очевидно, что наиболее важные направления деятельности НП ЭЛБИ – это решение правовых и финансовых вопросов, а также координация деятельности по созданию электронных библиотек. Большая часть подобных библиотек создается в государственных учреждениях, поэтому совершенно ясно, что необходимым условием успеха является сотрудничество с государством. С другой стороны, создатели НП ЭЛБИ надеются заинтересовать представителей интернет-компаний, а также софтверной, издательской, компьютерной и телекоммуникационной индустрий. Кроме того, предмет сотрудничества – общедоступные информационные ресурсы – относится к сфере основных интересов и ответственности гражданского общества. Таким образом, именно от полноценного сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества будет зависеть решение проблем развития электронных библиотек России.