0
1820
Газета Интернет Интернет-версия

22.04.2005 00:00:00

Спаси и сохрани

Александр Антопольский

Об авторе: Александр Борисович Антопольский - доктор технических наук, директор Научно-технического центра "Информрегистр" Минсвязи РФ, исполнительный директор Некоммерческого партнерства "Электронные библиотеки" (НП ЭЛБИ), член-корреспондент Российской академии естественных наук (РАЕН).

Тэги: интернет, библиотеки, закон


интернет, библиотеки, закон Для пользователей электронные библиотеки уже сегодня стали незаменимым источником общедоступной информации.
Фото Сергея Кормихина

Во всем мире идет активный процесс создания цифровых коллекций самых разнообразных материалов, составляющих информационный ресурс человечества: научных и архивных документов, печатных материалов, музейных экспонатов. Эти коллекции, обычно доступные через интернет, принято называть электронными библиотеками. Практически все развитые страны приняли национальные программы создания электронных библиотек, реализуются также и масштабные международные проекты. Не так давно президент Франции Жак Ширак выступил с амбициозным проектом создания французской национальной электронной библиотеки. Не последнюю роль в этом проекте играет нескрываемое желание национальной элиты противопоставить французскую культурную традицию англоязычной, прежде всего американской, экспансии в интернете. Однако главное в другом: электронные библиотеки во всем мире справедливо рассматриваются как одно из самых эффективных вложений в развитие человечества. При относительно небольших затратах электронные библиотеки позволяют получить доступ к научной, культурной, образовательной информации миллионам пользователей интернета.

Как же обстоит дело в России, которая обладает богатейшими в мире информационными ресурсами? Несмотря на все потрясения последних лет, российская библиотечная сеть является одной из крупнейших в мире, а наша Российская государственная библиотека по праву считается крупнейшей в Европе и второй в мире после Библиотеки Конгресса США. Громадные ресурсы хранят также российские архивы и музеи, фонды научных институтов, университетов, другие информационные хранилища. При этом основная часть информационных ресурсов страны осталась в государственной собственности.

Молчание ведомств

В настоящее время общее количество общедоступных массовых и научно-образовательных электронных библиотек в российском сегменте интернета составляет не менее 400. Небольшие электронные полнотекстовые собрания, создаваемые отдельными лицами, а также встроенные в тематические ресурсы и сайты организаций исчисляются тысячами. Можно предположить, что темпы развития электронных коллекций, создаваемых в различных областях науки, образования и других сферах деятельности, в ближайшие годы будут возрастать, что вытекает из распространения интернета и общего роста компьютеризации страны.

Однако масштабы, уровень и качество организации деятельности по созданию электронных библиотек России резко уступают этому уровню в большинстве развитых стран мира. Косвенным показателем нашего уровня можно считать 62-е место в мире по развитию информационных технологий, на которое поставил Россию в своем недавнем исследовании Всемирный экономический форум.

Что же мешает быстрому развитию одного из самых перспективных направлений информационной деятельности?

Поскольку речь идет о бюджетном секторе, который, как известно, страдает от хронического безденежья, первой приходит мысль о деньгах. Действительно, денег на это направление выделяется крайне мало, даже по сравнению не только с США, Германией или Японией, но и с такими странами, как Италия, Новая Зеландия или Швеция. При этом федеральные ведомства, которые в основном курируют Федеральную целевую программу «Электронная Россия» (Минэкономразвития и Росинформтехнологий), вообще игнорируют проблему информационных ресурсов. Некоторые, очень небольшие средства выделяют Роснаука, РАН, Роскультура. Относительно большие средства на это направление были выделены в рамках ФЦП «Развитие единой информационно-образовательной среды», однако специалисты весьма критично оценивают эффективность использования этих средств.

В целом же большинство проектов электронных библиотек России не имеет надежных постоянных источников финансирования, и их создатели вынуждены изыскивать средства, где только можно. Ярким примером успешного и малобюджетного проекта является известная библиотека Максима Мошкова, которую ежедневно посещают свыше 30 тыс. человек. Эта библиотека комплектуется усилиями добровольцев, присылающих в библиотеку оцифрованные произведения.

Есть и другая организационно-финансовая проблема. Достать бюджетные деньги на разработку новой электронной библиотеки можно, а вот получить средства на постоянное поддержание уже созданного проекта не удавалось еще никому. Наиболее яркий пример – это Научная электронная библиотека зарубежной периодики (elibrary.ru), получившая большую популярность среди ученых. Финансировал ее Российский фонд фундаментальных исследований, однако Счетная палата нашла, что это противоречит уставу фонда, и теперь перспективы библиотеки выглядят крайне неопределенными. Хотя этот проект мог бы быть поддержан такими ведомствами, как РАН, Роснаука и Рособразование, с большой пользой для российской науки.

Право в цифровой среде

Все эти проблемы усугубляются вечной российской бедой – отсутствием всяческой координации между ведомствами. Держатели первичных информационных ресурсов (библиотеки, архивы, университеты и т.д.) рассеяны по всем ведомствам, и договориться о консолидированном финансировании даже тех проектов, в которых заинтересованы многие ведомства, оказывается почти невозможно. Один из вариантов решения этой проблемы – создание специализированного фонда, предназначенного для поддержки информационных ресурсов научно-образовательного характера. Однако эффективным такой фонд может стать, только если управление им будут осуществлять профессионалы, способные оценить качество создаваемых ресурсов.

Организационно-финансовые проблемы – не единственные: весьма болезненной для электронных библиотек является и правовая ситуация. Главная трудность в том, что российскому законодательству вообще неизвестно такое понятие, как «электронная библиотека». Если обычная библиотека по закону является учреждением, то есть субъектом правоотношений, то электронная библиотека выступает чаще в качестве объекта. При этом по характеру хранящейся информации электронная библиотека может быть скорее архивом, музеем, массивом научной информации, справочной базой данных, картографическим фондом и т.д., чем обычной библиотекой. Как в этих случаях будут определяться права и обязанности ее владельцев – в большинстве случаев неясно.

Однако основной правовой проблемой, по поводу которой в последнее время бушуют страсти, является авторское право. Существующее законодательство фактически требует от держателей электронных библиотек выполнения издательских функций, включая заключение письменных договоров с обладателями авторских имущественных и неимущественных прав на произведения, размещаемые в библиотеках. Эту роль публичные электронные библиотеки выполнять практически не могут – им не хватит ни финансовых, ни технических возможностей. Существует, впрочем, модель коллективного управления правами, но она пригодна в основном для коммерческих библиотек, предоставляющих платный доступ к своим фондам.

Возникает принципиальное противоречие между публично-правовыми принципами деятельности публичных библиотек, имеющими в виду общественную пользу, и частным правом, на основе которого действует издательский бизнес. Поиск баланса между этими подходами – задача очень сложная, и, похоже, универсального решения здесь не существует. Прежде всего нужно законодательно разграничить деятельность публичных бесплатных и коммерческих платных библиотек и соответственно публичных и коммерческих услуг. Сделать это очень непросто, но даже если удастся, то останется другая проблема – правовое регулирование оказания публичных услуг в цифровой среде.

Один из подходов, который представляется наиболее перспективным, – это приобретение прав на некоммерческое использование произведений в публичных электронных библиотеках государством или некоммерческими фондами, участвующими в финансировании создания произведений. Этот подход широко используется за рубежом, особенно применительно к научно-образовательным произведениям. Он позволяет, кроме того, путем прямого комплектования библиотек изданиями в цифровой форме (обычно в форме оригинал-макета) значительно снизить затраты на создание и ведение этих библиотек – исключается трудоемкий процесс оцифровки. Однако в нынешних условиях возможно приобретение таких прав только на часть социально значимой информации. Пока проблема далека от разрешения, и в результате мы имеем множество судебных процессов по поводу соблюдения авторских прав в электронных библиотеках, что существенно тормозит развитие этого перспективного социального института.

Одна из важнейших социальных функций электронных библиотек – это обеспечение сохранности цифрового культурного наследия. Действительно, высокая динамика и массовый характер создания электронных информационных ресурсов, особенно в интернете, приводит не только к появлению, но и к быстрому исчезновению множества ценных и социально значимых ресурсов. По оценке экспертов, средняя продолжительность жизни интернет-ресурсов не превышает двух лет. Этой проблемой всерьез озаботилась ЮНЕСКО, принявшая хартию «О сохранности цифрового наследия». Этот документ подписала и Россия, однако никаких практических шагов в этом направлении пока не предпринято. Неизвестно даже, какой государственный орган отвечает за эту проблему, хотя всем очевидно, и об этом прямо говорится в хартии, что без участия государства проблема не может быть решена.

Дело самих утопающих

Проблем, которые волнуют специалистов по электронным библиотекам, еще очень много, однако все эти проблемы являются частными по отношению к главному вопросу: как должна быть организована деятельность по созданию электронных библиотек в России? За последние годы было предпринято несколько попыток придать этой деятельности форму межведомственной или федеральной целевой программы. Однако все эти попытки оказались безуспешными – отчасти из-за безразличия государственных органов, отчасти из-за бесконечных административных перетрясок. Стало очевидным, что единственный возможный способ добиться какого-то прогресса в этом направлении – это самоорганизация.

В результате группа заинтересованных организаций во главе с Российской государственной библиотекой учредила некоммерческое партнерство «Электронные библиотеки» (НП ЭЛБИ), которое должно стать главным двигателем процессов самоорганизации сообщества.

Очевидно, что наиболее важные направления деятельности НП ЭЛБИ – это решение правовых и финансовых вопросов, а также координация деятельности по созданию электронных библиотек. Большая часть подобных библиотек создается в государственных учреждениях, поэтому совершенно ясно, что необходимым условием успеха является сотрудничество с государством. С другой стороны, создатели НП ЭЛБИ надеются заинтересовать представителей интернет-компаний, а также софтверной, издательской, компьютерной и телекоммуникационной индустрий. Кроме того, предмет сотрудничества – общедоступные информационные ресурсы – относится к сфере основных интересов и ответственности гражданского общества. Таким образом, именно от полноценного сотрудничества государства, бизнеса и гражданского общества будет зависеть решение проблем развития электронных библиотек России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
2447
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1406
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
3829
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
4867

Другие новости