В феврале 2005 года медиагруппа Rambler Media и компания America Online, владеющая ICQ – ведущим мировым сервисом обмена мгновенными сообщениями, объявили о подписании соглашения, в соответствии с которым Rambler Media и ее дочерняя компания Index20 получают права на продажу и размещение рекламы в ICQ на территории России. Согласно договору, вступившему в силу 1 января 2005 года, Rambler Media и агентство интерактивной рекламы Index20 становятся на ближайшие три года официальными представителями ICQ на территории России.
Программа ICQ была создана в 1996 году израильской компанией Mirabilis, которая сейчас полностью принадлежит America Online, Inc. На данный момент ICQ входит в число 20 наиболее популярных среди россиян интерактивных веб-сервисов, а пользователями ICQ являются уже более 2 млн. человек по всей России. Опросы, проведенные в феврале 2005 года, свидетельствуют: среди российских пользователей интернет-пейджеров более половины выбирают именно ICQ – это в пять с лишним раз больше, чем у других аналогичных сервисов.
«Нам очень приятно работать с медиагруппой Rambler Media и их дочерним рекламным агентством Index20, обслуживая рекламодателей на российском медиарынке, – заявил Ори Гиллиам, генеральный директор компании ICQ. – Это соглашение не только укрепит в России наши позиции ведущего провайдера услуг обмена мгновенными сообщениями и онлайновой медиаплатформы, но и позволит предоставлять российским пользователям актуальную для них рекламу».
Специалисты считают, что сделка между ICQ и Rambler Media позволит расширить спектр предложений на российском рынке целевой интерактивной рекламы. В своем официальном пресс-релизе Rambler Media также выражает надежду на то, что новое соглашение поможет стимулировать развитие этого рынка, который «в настоящее время ограничен в плане возможностей для размещения высококачественной интерактивной рекламы».
«Наше сотрудничество – хороший знак для всей российский интернет-индустрии, – говорит Ирина Гофман, генеральный директор Rambler Media. – С самого начала вывод российского интернет-рынка на уровень международных стандартов являлся одной из наших основных задач, и это только одна из причин, которые позволяют нам с оптимизмом смотреть на партнерство с компанией ICQ и воспринимать подписание договора как успех для всей российской интернет-индустрии».
Необходимо отметить, что ранее агентами по продаже рекламы в ICQ на территории России были две другие компании – АМК Interactive и AdWatch. Первая их них работала напрямую с головным офисом AOL, вторая вела дела через израильский филиал своих партнеров, Mirabilis. Однако ICQ решила сменить глобальную стратегию – если раньше они предпочитали продавать рекламу через рекламное агентство, то теперь выбирают на перспективном локальном рынке одного из ведущих игроков и передают ему права на размещение рекламы, разделяя прибыль.
Лев Глейзер, генеральный директор агентства AdWatch, считает, что ежегодный доход от рекламы в программах обмена сообщениями в России составляет 500 тыс. долл. Каждый месяц российские пользователи ICQ просматривают около миллиарда баннеров. В ICQ есть два места для размещения рекламы – одно под диалоговым окном и одно над контакт-листом. В октябре 2004 года стоимость размещения рекламы для российских пользователей ICQ оценивалась в 2–3 долл. за 1000 показов баннеров, а CTR (соотношение увидевших и заинтересовавшихся) такой рекламы находился, по мнению АМК Interactive, на достаточно высоком уровне – около 1%. Иными словами, каждый привлеченный клиент стоил рекламодателю от 6 до 8 рублей.
Интересно отметить, что обе компании – и Rambler Media, и America Online – являются полноправными членами Ассоциации интерактивной рекламы (IAB), объединяющей гигантов глобальной медиаиндустрии. В Ассоциацию входят такие компании, как Google, Yahoo!, MSN, eBay, Electronic Arts, CBS, Overture, MTV Networks, Gruner & Yahr, Discovery Communications, FoxNews и RealNetworks. Это крупнейшие игроки рынка, которые прекрасно понимают: необходимо делать ставку на интерактивность и прямую коммуникацию с аудиторией. Если сегодня не отработать схемы взаимодействия с конечным потребителем, завтра можно оказаться не у дел. По словам президента IAB Грега Стюарта, интерактивный сегмент медийного и рекламного рынка является одним из наиболее растущих, и именно в нем зарождаются те перемены, которые обещают значительный рост индустрии и коренные перемены в ее структуре. Однако быстрые темпы роста сегмента интерактивной рекламы делают необходимым появление единых стандартов нового рынка. Выработка таких форматов и является основной задачей IAB. Организация осуществляет исследования медиапространства и аудитории, унифицирует стандарты рекламы, способствует повышению ее качества, выявляет и демонстрирует лучшие образцы интерактивной рекламы, то есть делает все для того, чтобы в индустрии закрепился позитивный опыт, позволяющий участникам рынка увеличить свои прибыли.
Медиагруппа Rambler Media стала первым российским членом IAB. По словам заместителя генерального директора Rambler Ивана Засурского, членство в IAB имеет огромное значение как для самой медиагруппы, так и для всего российского рынка рекламы. «Во-первых, это значит, что российские компании понемногу выходят на международный уровень и получают заслуженное признание, оказываясь в одном ряду с глобальными лидерами рынка, – говорит он. – Во-вторых, это значит, что мы делаем первый шаг к созданию единых стандартов и форматов медийной рекламы в глобальном масштабе, и заключение сделки с ICQ – лишнее тому подтверждение».